Быкадоров И.Ф.
(генерал-майор, окончил Николаевскую Академию Генерального Штаба в Петербурге, участник ПМВ, ГВ, белоказак)
Казакия
Глава II
Казакия в составе Хозарского каганата (VII-IX ст.по Р. Хр.)
(цитаты)
После передвижения из пределов Восточной Европы болгар, а после них и авар (народностей тюркского происхождения, между которыми были и славянские племена), в VII ст. по Р. Хр. на Восток Европы образовалась Хозарская империя, или каганат.
За время существования Хозарского государства сохранилось достаточное число трудов греческих и арабских писателей, которые дают возможность установить картину исторического прошлого Казакии, имеющую непосредственное отношение к истории казачества, к выяснению основных элементов, из которых оно образовалось.
Пределы Хозарской империи, в эпоху ее расцвета и могущества (IX в.) простирались на западе до Днепра, на востоке до р. Яика, на юге — до Кавказского хребта, а на севере захватывали часть лесной полосы, с городом Киевом (Куябой) на р. Днепре и Болгаром на р. Волге. В состав Хозарского государства вошли народы, уже обитавшие в пределах Восточной Европы (во время образования его и перед ним новых передвижений из Азии не происходило). В состав Хозарской империи входили славянские и тюркские народности; господство принадлежало последним. У арабских писателей Хозария нередко называлась Хозаро-славянским государством.
Ядром собственно Хазарией являлась территория Казакии. Здесь была расположена столица Хозарии — Итиль или Балангиар (в устье Волги) и г. Руссия, или Артана (в устьи Дона). Эти 2 города играли исключительно большую торговую роль не только для Хозарии, но, как лежавшие на торговом мировом пути того времени, и для Европы и Азии.
Другие важные торговые и культурные центры во время существования Хозарского государства образовались: на Днепре в г. Киеве (Куябе), и на средней Волге (у камских болгар) — в г. Волгаре.
Время существования Хозарской империи было временем расцвета Арабского халифата, охватывавшего пределы Азии и Африки и начинавшего захватывать и Европу. Это было время наибольшего распространения ислама. И Казакия, кроме широкого воздействия на нее греков, стала подвергаться столь же широкому торговому и культурному воздействию арабов. Областями господствующего влияния греков были прибрежные черноморские и азовские области, арабов — прикаспийские и бассейн р. Волги. Дон подвергался торговому и культурному влиянию тех и других.
Торговое влияние арабов распространялось но Волге и на лесную полосу Востока Европы до Новгорода. Поволжье — Камская Болгария и соседние народы — были под исключительным влиянием арабской торговли и культуры, вносимой через хозаров.
Повествуя вообще о Востоке Европы, некоторые арабские писатели того времени говорят о трех славянских народностях, которые были отдельными государственно- политически, как разнились и в культурно-бытовом отношении:
1) с центром — городом Киевом;
2) в Славии (Новгороде) и
3) в Руссии (или Ар-Тане).
Арабские источники устанавливают существование славян-руссов на Азовском побережье, в составе ядра Хозарии (т. е. Казакии) и указывают главный город их Руссию (Артану); некоторые и р. Дон называют рекой руссов.
Имеется у арабских писателей указание и на жительство на Таманском полуострове, образуемом рукавами — устьями р. Кубани (Вардана). Указывается и численность их (в 100 тысяч), причем отмечается отсутствие у них земледелия: существовали они военной добычей. Вероятно, это был просто лагерь руссов (сечь), а число, по древнему обычаю, сильно преувеличено. По сведениям арабских писателей пруссы широко участвовали в торговле Хозарии, с торговыми целями посещали и Итиль и Камский Болгар и другие города даже самого Арабского халифата. Они представляли воинственный народ с прочной организацией, совершавший морские и речные походы.
Некоторые арабские писатели говорят, что руссы говорили тем же языком, что и славяне, но особым наречием…
Украинский же профессор. Пархоменко (Харьковского ун.) устанавливает теорию, что руссы в Поднепровье появились с Приазовья (Казакии); они то и явились главным основным элементом образования из Поднепровья Киевского или Русского государства.
Несомненно, что первоначально руссы (народность под этим названием) жили в пределах Казакии, главным образом на Азовском побережье и в Подонье. И это название руси (руссов) распространилось на славян, обитавших и в Поднепровье, и прибрежной черноморской полосе (вместе с распространением господства хозар через руссов (русь) Казакии).
Этим названием русь византийские (греческие) писатели эпохи существования Хозарского государства называют весь народ, живший в пределах древней Скифии (от Дуная до Дона). По имени этого народа они и Черное море называют морем руссов (по-гречески росов).
На основании свидетельств арабских и византийских писателей является несомненным существование руссов в пределах Казакии, которых современные писатели и считают главным элементом образования Киевского государства Русь по передвижении части их из Казакии. В пределах Казакии и по Волге жили и тюркские народности численно значительно превосходившие руссов, общим (этническим) названием их было, вероятно, имя — ар, как полагают некоторые историки с дополняющим определением: болг-ары, каб-ары, ав-ары, хоз-ары…
Если хозары первоначально было этническим названием определенной тюркского происхождения народности, то вскоре оно стало общим — государственно - политическим названием всех тюркских народностей Казакии, а иногда и всех народов, живших в пределах Хозарии. Писатели эпохи существования хозарского государства и позднейшей отмечают особую группу народностей в Казакии, под названием алан асов (в русской летописи — асов, ясов, позже осетин), жившую от низовьев р. Волги до Кавказского хребта.
Асы и алане были названием почти тождественным, но последнее было названием географическим, территориальным; в состав асов (алан) входили — народность ирано-персидского происхождения, остатки готов и вероятно, славян; из смешения их и образовалась особая народность — асы (алане).
В географическом труде византийского писателя X ст. императора Константина Багрянородного, в перечислении стран Хозарии упоминаются: ближайшая к Черному морю (южнее Кубани) — Чигия, далее Папагия и Казакия (по греческому мягкому выговору и написанию Казахия), простиравшаяся от Кавказского хребта до низовьев р. Дона. Прибрежную часть Каспийского моря, по его сведениям, занимали аланы. Константин Багрянородный ничего не говорит об областях между Волго-Донской переволокой, к югу и северу от нее, которые ранее занимали венгры и кабары. По сведениям Константина Багрянородного в первой половине IX в. венгры занимали пространство от Ингула до Донца, страну, называвшуюся Лебедой. Кабары же осели в то время по сев. Азовскому побережью (по р. Берде).
Казахи, представляли ту же народность, что и чиги, но численно большую. Но как в государственно-политическом смысле все тюркские народности назывались хозарами, так и в смысле этническом все народности Казакии назывались казахами, и вся страна, все территориальное ядро Хозарии, именовалось Казакией. В русских летописях все народы (кроме алан) между Доном и Кавказским хребтом неизменно назывались касогами, что являлось только видоизмененным названием — касаг, касах, казак. И только в 1380 г. в сказании о Куликовской битве впервые эти народности в русской летописи называются черкасами, и слово это в дальнейшем совершенно вытесняет слово касог.
Слово черкас ранее до 1380 г. в русской летописи применялось в замену слова черные клобуки — названия тюркских народностей, осевших на окраине Киевского государства.
Для алан тождественным названием служило название — асы, а для тюркских народностей — черкасы и казахи. Названия же чиги и кабары являлись частными названиями, иногда и заменявшими названия черкасы, казахи.
Руссы и казахи, отчасти и аланы (асы), жившие в пределах Казакии и являются главными основными элементами, из которых путем смешения образовалась казацкая народность. Великороссы (преемственно с древних времен) донских казаков и всех происшедших от них до сих пор называют народным именем чига.
Во время существования Хозарского государства Казакия представляла из себя одно целое, представляя ядро государства и в экономическом и в культурном отношении, в смысле источника военной силы и средств государства. Стало оно единым целым с середины IX в. и в религиозном отношении.
Наряду с воздействием греков на Хозарию шло и воздействие арабов (как мы говорили выше). В результате этого в середине X в. Камская Болгария приняла ислам, а вся Казакия (народы ее — руссы, казахи и алане) приняла христианство от греков.
* * *
События начала IX ст. имели громадные последствия для Воет. Европы. Движение из-за Яика нового воинственного народа — печенегов заставило двинуться из пределов северной Казакии венгров и части кабаров (черкасов) на запад. Оседание их от Ингула до Донца, в Лебедии, самих печенегов — к востоку от них, до Яика, а севернее их — торков, оторвало окраинные области Хозарии — Поднепровье и Поволжье от Ядра Хозарии Казакии, что и явилось одним из главных факторов образования из них новых государств: из первой — Киевского (Русь), а из второй — Камско-Болгарского.
Оседание торков и печенегов не только в Хозарии оторвало окраины, но и разорвало славян (руссов) степной полосы, обособило живших в пределах Казакии (в нижнем Подоньи и на Азовском побережьи) от остальных. Эта обособленность территориальная и обособленность религиозная (руссы Казакии были христианами, а Поднепровья оставались еще язычниками) способствовали смешению руссов Казакии с другими народностями, жившими в ней, образованию нового народного организма.
Близость печенегов, удары их и вторжения в пределы Казакии принудили хозар построить на Дону крепость Саркел (835 г.). В то же время, вероятно, (возможно несколько позже) был построен и г. Ахас (Акае) в устьи Маныча. Историки различно определяли место Саркела — одни близ теперешней Цымлянской станицы, другие близ Волго-Донской переволоки. Все данные, что отвечает действительности второе предположение — Саркел (по русской летописи Белая Вежа) был близ ст. Цымлянской на правом берегу р. Дона. Подтверждением этому служат и результаты раскопок хранителя Донского Музея X. И. Попова.
Но где бы ни был расположен Саркел, он, а также и Ахас, не могли обеспечивать плавания по Дону, т. е. пользования мировым торговым путем. Эти крепости обеспечивали лишь переправы через р. Дон.
И действительно, Саркел был расположен у существующей и доныне естественной переправы (Еланской), также как и Ахас (близ Бабской), где Дон и во время половодья остается той же ширины.
Вследствие того, что Дон был под постоянными ударами печенегов, хозары должны были искать новые пути к устью Волги, к столице своей Итилю. Таким путем и явился Маныч, прорезывавший территорию казахов. От верховьев Маныча до р. Кумы несколько десятков верст. От верховья Маныча шел караванный путь к Итилю. Саркел и Ахас и прикрывали эти новые водный и караванные пути. Доказательством, что р. Маныч служила водным путем, являются археологические находки на нем предметов судоходства. Как водный путь он был известен и у арабов. Один из них, говоря про г. Руссию (Артану), указывает, что он был расположен в устьи реки, вытекающей из горы Кукайя (Кукайшр), из которой берет начало Маныч, т. е. устье Дона он считал за устье р. Маныча, т. к. он в ту эпоху имел большее значение и был более известен чем Дон.
Но низовье Дона, следовательно, и путь по Манычу все же подвержен был ударам печенегов и торков и поэтому хозары стали искать еще более безопасных путей к Итилю — р. Варданом (Кубанью). Торговая жизнь перешла из устья Дона к устью Кубани, из Руссии в Тьмутаракань (Мзтарху, Матригу). Этим перемещением центра торговли на юг (в целях обеспечения его от ударов печенегов) и обменяется кажущееся непонятное явление — нахождение центра образовавшегося позже Тьмутараканского княжества в Тьмутаракани, а не в г. Руссии (Артане).
Арабские писатели говорят о походах руссов в 913 и 943 г. по р. Дону и Волге в Закавказье. Эти походы, вне всякого сомнения, производились руссами Казакии, а не Поднепровскими, уже существовавшего в то время Русского Киевского государства. Эти походы совпали с временем, когда венгры уже передвинулись на запад, а на их место передвинулись печенеги. Поднепровье продолжало быть отрезанным от Казакии, но Доном можно уже было пользоваться как водным путем, хотя бы только для военного похода. В пределах Казакин жили 2 народности: вблизи Азовского побережья и речным путям — руссы, а восточнее от них — казахи.
Руссы являлись торгово-промышленным населением, судоходами и мореходами, а казахи скотоводами и коневодами; существовало у них и земледелие. Эти два различных качества были в одинаковой степени присущи впоследствии Вольному Казачеству. Возможно считать, что качества мореходов и конников являются преемственными, вследствие того, что новая народность — казаки — образовались из смешения народностей, обладавших ими порознь.
Возможно, что и в позднейшие времена условия жизни в Казакии вообще способствовали сохранению и развитию у населения качеств, с одной стороны — конников, с другой — мореходов.
календарь-альманах «Вольное Казачество»
на 1930 год
стр. 27-31
(генерал-майор, окончил Николаевскую Академию Генерального Штаба в Петербурге, участник ПМВ, ГВ, белоказак)
Казакия
Глава II
Казакия в составе Хозарского каганата (VII-IX ст.по Р. Хр.)
(цитаты)
После передвижения из пределов Восточной Европы болгар, а после них и авар (народностей тюркского происхождения, между которыми были и славянские племена), в VII ст. по Р. Хр. на Восток Европы образовалась Хозарская империя, или каганат.
За время существования Хозарского государства сохранилось достаточное число трудов греческих и арабских писателей, которые дают возможность установить картину исторического прошлого Казакии, имеющую непосредственное отношение к истории казачества, к выяснению основных элементов, из которых оно образовалось.
Пределы Хозарской империи, в эпоху ее расцвета и могущества (IX в.) простирались на западе до Днепра, на востоке до р. Яика, на юге — до Кавказского хребта, а на севере захватывали часть лесной полосы, с городом Киевом (Куябой) на р. Днепре и Болгаром на р. Волге. В состав Хозарского государства вошли народы, уже обитавшие в пределах Восточной Европы (во время образования его и перед ним новых передвижений из Азии не происходило). В состав Хозарской империи входили славянские и тюркские народности; господство принадлежало последним. У арабских писателей Хозария нередко называлась Хозаро-славянским государством.
Ядром собственно Хазарией являлась территория Казакии. Здесь была расположена столица Хозарии — Итиль или Балангиар (в устье Волги) и г. Руссия, или Артана (в устьи Дона). Эти 2 города играли исключительно большую торговую роль не только для Хозарии, но, как лежавшие на торговом мировом пути того времени, и для Европы и Азии.
Другие важные торговые и культурные центры во время существования Хозарского государства образовались: на Днепре в г. Киеве (Куябе), и на средней Волге (у камских болгар) — в г. Волгаре.
Время существования Хозарской империи было временем расцвета Арабского халифата, охватывавшего пределы Азии и Африки и начинавшего захватывать и Европу. Это было время наибольшего распространения ислама. И Казакия, кроме широкого воздействия на нее греков, стала подвергаться столь же широкому торговому и культурному воздействию арабов. Областями господствующего влияния греков были прибрежные черноморские и азовские области, арабов — прикаспийские и бассейн р. Волги. Дон подвергался торговому и культурному влиянию тех и других.
Торговое влияние арабов распространялось но Волге и на лесную полосу Востока Европы до Новгорода. Поволжье — Камская Болгария и соседние народы — были под исключительным влиянием арабской торговли и культуры, вносимой через хозаров.
Повествуя вообще о Востоке Европы, некоторые арабские писатели того времени говорят о трех славянских народностях, которые были отдельными государственно- политически, как разнились и в культурно-бытовом отношении:
1) с центром — городом Киевом;
2) в Славии (Новгороде) и
3) в Руссии (или Ар-Тане).
Арабские источники устанавливают существование славян-руссов на Азовском побережье, в составе ядра Хозарии (т. е. Казакии) и указывают главный город их Руссию (Артану); некоторые и р. Дон называют рекой руссов.
Имеется у арабских писателей указание и на жительство на Таманском полуострове, образуемом рукавами — устьями р. Кубани (Вардана). Указывается и численность их (в 100 тысяч), причем отмечается отсутствие у них земледелия: существовали они военной добычей. Вероятно, это был просто лагерь руссов (сечь), а число, по древнему обычаю, сильно преувеличено. По сведениям арабских писателей пруссы широко участвовали в торговле Хозарии, с торговыми целями посещали и Итиль и Камский Болгар и другие города даже самого Арабского халифата. Они представляли воинственный народ с прочной организацией, совершавший морские и речные походы.
Некоторые арабские писатели говорят, что руссы говорили тем же языком, что и славяне, но особым наречием…
Украинский же профессор. Пархоменко (Харьковского ун.) устанавливает теорию, что руссы в Поднепровье появились с Приазовья (Казакии); они то и явились главным основным элементом образования из Поднепровья Киевского или Русского государства.
Несомненно, что первоначально руссы (народность под этим названием) жили в пределах Казакии, главным образом на Азовском побережье и в Подонье. И это название руси (руссов) распространилось на славян, обитавших и в Поднепровье, и прибрежной черноморской полосе (вместе с распространением господства хозар через руссов (русь) Казакии).
Этим названием русь византийские (греческие) писатели эпохи существования Хозарского государства называют весь народ, живший в пределах древней Скифии (от Дуная до Дона). По имени этого народа они и Черное море называют морем руссов (по-гречески росов).
На основании свидетельств арабских и византийских писателей является несомненным существование руссов в пределах Казакии, которых современные писатели и считают главным элементом образования Киевского государства Русь по передвижении части их из Казакии. В пределах Казакии и по Волге жили и тюркские народности численно значительно превосходившие руссов, общим (этническим) названием их было, вероятно, имя — ар, как полагают некоторые историки с дополняющим определением: болг-ары, каб-ары, ав-ары, хоз-ары…
Если хозары первоначально было этническим названием определенной тюркского происхождения народности, то вскоре оно стало общим — государственно - политическим названием всех тюркских народностей Казакии, а иногда и всех народов, живших в пределах Хозарии. Писатели эпохи существования хозарского государства и позднейшей отмечают особую группу народностей в Казакии, под названием алан асов (в русской летописи — асов, ясов, позже осетин), жившую от низовьев р. Волги до Кавказского хребта.
Асы и алане были названием почти тождественным, но последнее было названием географическим, территориальным; в состав асов (алан) входили — народность ирано-персидского происхождения, остатки готов и вероятно, славян; из смешения их и образовалась особая народность — асы (алане).
В географическом труде византийского писателя X ст. императора Константина Багрянородного, в перечислении стран Хозарии упоминаются: ближайшая к Черному морю (южнее Кубани) — Чигия, далее Папагия и Казакия (по греческому мягкому выговору и написанию Казахия), простиравшаяся от Кавказского хребта до низовьев р. Дона. Прибрежную часть Каспийского моря, по его сведениям, занимали аланы. Константин Багрянородный ничего не говорит об областях между Волго-Донской переволокой, к югу и северу от нее, которые ранее занимали венгры и кабары. По сведениям Константина Багрянородного в первой половине IX в. венгры занимали пространство от Ингула до Донца, страну, называвшуюся Лебедой. Кабары же осели в то время по сев. Азовскому побережью (по р. Берде).
Казахи, представляли ту же народность, что и чиги, но численно большую. Но как в государственно-политическом смысле все тюркские народности назывались хозарами, так и в смысле этническом все народности Казакии назывались казахами, и вся страна, все территориальное ядро Хозарии, именовалось Казакией. В русских летописях все народы (кроме алан) между Доном и Кавказским хребтом неизменно назывались касогами, что являлось только видоизмененным названием — касаг, касах, казак. И только в 1380 г. в сказании о Куликовской битве впервые эти народности в русской летописи называются черкасами, и слово это в дальнейшем совершенно вытесняет слово касог.
Слово черкас ранее до 1380 г. в русской летописи применялось в замену слова черные клобуки — названия тюркских народностей, осевших на окраине Киевского государства.
Для алан тождественным названием служило название — асы, а для тюркских народностей — черкасы и казахи. Названия же чиги и кабары являлись частными названиями, иногда и заменявшими названия черкасы, казахи.
Руссы и казахи, отчасти и аланы (асы), жившие в пределах Казакии и являются главными основными элементами, из которых путем смешения образовалась казацкая народность. Великороссы (преемственно с древних времен) донских казаков и всех происшедших от них до сих пор называют народным именем чига.
Во время существования Хозарского государства Казакия представляла из себя одно целое, представляя ядро государства и в экономическом и в культурном отношении, в смысле источника военной силы и средств государства. Стало оно единым целым с середины IX в. и в религиозном отношении.
Наряду с воздействием греков на Хозарию шло и воздействие арабов (как мы говорили выше). В результате этого в середине X в. Камская Болгария приняла ислам, а вся Казакия (народы ее — руссы, казахи и алане) приняла христианство от греков.
* * *
События начала IX ст. имели громадные последствия для Воет. Европы. Движение из-за Яика нового воинственного народа — печенегов заставило двинуться из пределов северной Казакии венгров и части кабаров (черкасов) на запад. Оседание их от Ингула до Донца, в Лебедии, самих печенегов — к востоку от них, до Яика, а севернее их — торков, оторвало окраинные области Хозарии — Поднепровье и Поволжье от Ядра Хозарии Казакии, что и явилось одним из главных факторов образования из них новых государств: из первой — Киевского (Русь), а из второй — Камско-Болгарского.
Оседание торков и печенегов не только в Хозарии оторвало окраины, но и разорвало славян (руссов) степной полосы, обособило живших в пределах Казакии (в нижнем Подоньи и на Азовском побережьи) от остальных. Эта обособленность территориальная и обособленность религиозная (руссы Казакии были христианами, а Поднепровья оставались еще язычниками) способствовали смешению руссов Казакии с другими народностями, жившими в ней, образованию нового народного организма.
Близость печенегов, удары их и вторжения в пределы Казакии принудили хозар построить на Дону крепость Саркел (835 г.). В то же время, вероятно, (возможно несколько позже) был построен и г. Ахас (Акае) в устьи Маныча. Историки различно определяли место Саркела — одни близ теперешней Цымлянской станицы, другие близ Волго-Донской переволоки. Все данные, что отвечает действительности второе предположение — Саркел (по русской летописи Белая Вежа) был близ ст. Цымлянской на правом берегу р. Дона. Подтверждением этому служат и результаты раскопок хранителя Донского Музея X. И. Попова.
Но где бы ни был расположен Саркел, он, а также и Ахас, не могли обеспечивать плавания по Дону, т. е. пользования мировым торговым путем. Эти крепости обеспечивали лишь переправы через р. Дон.
И действительно, Саркел был расположен у существующей и доныне естественной переправы (Еланской), также как и Ахас (близ Бабской), где Дон и во время половодья остается той же ширины.
Вследствие того, что Дон был под постоянными ударами печенегов, хозары должны были искать новые пути к устью Волги, к столице своей Итилю. Таким путем и явился Маныч, прорезывавший территорию казахов. От верховьев Маныча до р. Кумы несколько десятков верст. От верховья Маныча шел караванный путь к Итилю. Саркел и Ахас и прикрывали эти новые водный и караванные пути. Доказательством, что р. Маныч служила водным путем, являются археологические находки на нем предметов судоходства. Как водный путь он был известен и у арабов. Один из них, говоря про г. Руссию (Артану), указывает, что он был расположен в устьи реки, вытекающей из горы Кукайя (Кукайшр), из которой берет начало Маныч, т. е. устье Дона он считал за устье р. Маныча, т. к. он в ту эпоху имел большее значение и был более известен чем Дон.
Но низовье Дона, следовательно, и путь по Манычу все же подвержен был ударам печенегов и торков и поэтому хозары стали искать еще более безопасных путей к Итилю — р. Варданом (Кубанью). Торговая жизнь перешла из устья Дона к устью Кубани, из Руссии в Тьмутаракань (Мзтарху, Матригу). Этим перемещением центра торговли на юг (в целях обеспечения его от ударов печенегов) и обменяется кажущееся непонятное явление — нахождение центра образовавшегося позже Тьмутараканского княжества в Тьмутаракани, а не в г. Руссии (Артане).
Арабские писатели говорят о походах руссов в 913 и 943 г. по р. Дону и Волге в Закавказье. Эти походы, вне всякого сомнения, производились руссами Казакии, а не Поднепровскими, уже существовавшего в то время Русского Киевского государства. Эти походы совпали с временем, когда венгры уже передвинулись на запад, а на их место передвинулись печенеги. Поднепровье продолжало быть отрезанным от Казакии, но Доном можно уже было пользоваться как водным путем, хотя бы только для военного похода. В пределах Казакин жили 2 народности: вблизи Азовского побережья и речным путям — руссы, а восточнее от них — казахи.
Руссы являлись торгово-промышленным населением, судоходами и мореходами, а казахи скотоводами и коневодами; существовало у них и земледелие. Эти два различных качества были в одинаковой степени присущи впоследствии Вольному Казачеству. Возможно считать, что качества мореходов и конников являются преемственными, вследствие того, что новая народность — казаки — образовались из смешения народностей, обладавших ими порознь.
Возможно, что и в позднейшие времена условия жизни в Казакии вообще способствовали сохранению и развитию у населения качеств, с одной стороны — конников, с другой — мореходов.
календарь-альманах «Вольное Казачество»
на 1930 год
стр. 27-31
Комментариев нет:
Отправить комментарий