среда, 6 мая 2020 г.

Трифанков Я. Ю.
Проблема изучения генезиса казачества Северщины
(Брянского региона и сопредельных территорий)
(цитаты)

      Брянская область Российской Федерации расположена между современными Украиной и Белоруссией. Распад государственности СССР, образование новой государственности РФ, Украины, Белоруссии, смена парадигмы общественного развития своеобразно отразились на социокультурном состоянии части населения юго-запада региона, которое стало, опираясь на традиции, самоопределяться как казачество...
     В регионе появились различные общественные казачьи организации: в 1996 году зарегистрирован «Брянский отдел Всевеликого войска Донского», который в 1999 году переименован в «Брянский округ Всевеликого войска Донского» и в 2000 году вошел в состав Международного общественного объединения «Союз казачьих войск России и зарубежья». В 2006 году по инициативе межрегиональной организации «Войсковое казачье общество Резервное казачье войско» в составе «Войскового казачьего общества Всевеликое войско Донское» на территории Брянского региона создана «Региональная общественная организация Брянский (Северский) казачий округ»...
     Историки чаще относили казаков региона к Запорожью. Основанием служило включение этого казачества в гетманство в середине семнадцатого века, когда шла борьба Запорожской Сечи, гетманства, входившего в Речь Посполитую, во главе с Б.Хмельницким, против польских феодалов и католичества. В 1648г. запорожские казаки во главе с Хмельницким без боя вошли в центр регионального казачества Стародуб.
    После Зборовского мира 1649г. польский король Ян Казимир распространил власть гетмана на северские земли. Казачество региона стало частью гетманства (Малороссии-Украины). Гетман разделил население, в том числе исследуемого региона, на полки, полки на сотни, сотни на курени.
     После Переяславской Рады в 1654г., принявшей окончательное решение о переходе гетманства «под руку Москвы», на регион распространилось это административное управление...
     Общий цивилизационный исторический подход указывает на то, что география казачества складывалась с развитием российской и соседних государственностей на их границе. Как известно, были и частично сохранились в современных условиях казаки донские, кубанские, запорожские, сибирские и т.п. Они возникали как «вольные» казачьи сообщества и как «служилые» части. Но в любом случае сообщества возникали исторически разными способами, однако при сохранении основополагающих характеристик: воинских, трудовых и социокультурных одновременно. В периоды опасности верх брало первое, в периоды мирной жизни – второе, а сплавлялось в третье.
     Таким образом, казачество, прежде всего, самоуправляемая структура и система самобытных социальных, социокультурных внутренних отношений и отношений с государством.
     Казачество – уникальное образование, появление которого определялось множеством факторов, складывавшихся столетия, а может быть и тысячелетия назад, на границах сообщества Руси – России. Оно возникало на границе цивилизаций, географических регионов, на стыке религиозных конфессий, культур. По мнению многих авторов, казачество стало субэтносом, субкультурой, «народом внутри народа». Причем ни в одной стране мира казаки в том качестве, в котором они были в России, не появлялись.
     Казачество условно можно разделить на две части: вольные казачьи формирования и казачьи войска на службе государства. Кратко осветим основные этапы развития вольных казачьих сообществ на Дону и на Днепре, как наиболее известных в истории, с целью формирования общего представления о предпосылках возникновения казачества, факторах, влиявших на его генезис в исследуемом Брянском регионе...
     Рассмотрим кратко предположения о возникновении раннего казачества.
     Среди различных предположений на этот счёт есть мнение, что казачьи поселения были образованы вне пределов Руси и в условиях, от неё не зависящих. Официальная история считает, что население казачьих областей составили выходцы из русских княжеств, искавшие на окраинах Руси, в пределах «Дикого Поля», лучшей доли. Существует и противоположная точка зрения, которая заключалась в том, что казаки в прошлом принадлежали к народам, пришедшим из Азии, впоследствии обрусевшим и принявшим русский язык и христианство. Некоторые исследователи считают предками казаков тюркское население, подвластное некогда русским князьям и известное в истории под именем «чёрные клобуки», или «чёрные шапки» (на тюркском - каракалпаки). О появлении казаков
на южной окраине «Русского каганата» в X в. говорит в «Древней истории казачества» донской историк Е.П. Савельев, указывая на существование у подножия Кавказских гор «народа черкасов», населявших так называемую «Черкасию». Черкасы упоминаются в начале II в. от Р.Х. Впоследствии «черкасами» стали называть население «Слободской Украины», состоящее из малороссийских выходцев...
     Историк Болтин указывает на то, что «в отдалённые времена на юге России жили татарские, сарматские и славянские племена, что от них отделились разные толпы в степь, разбойничали там и питались звероловством. Татары называли их казаками». В записках императора Византии Константина Багрянородного конца X в. среди описаний кавказских народностей есть упоминание о казаках.
Подтверждает появление казаков в X в. генерал А.Ригельман, интересовавшийся историей казачества. Он пишет: «Имя казаков или казацкого народа известно стало с 948 года..., когда Косаки Татар победили, прославившись делами и храбростью своею, стали быть известны не только в соседних, но и в отдаленных местах...».
     Историк П. Бутков связывает появление казаков на Руси с 1022 годом, когда тмутараканский князь Мстислав одержал победу над Редедею Касожским (предводителем племени касогов, предков адыгейцев). Мстислав, объединив под своей властью Киевское, Черниговское и Переяславское княжества, привёл с собой с Кавказа племена черкес и касогов. По этой версии для защиты своих земель
от нападения азиатских орд, кочевавших в причерноморских степях, он создал из них, а также из тюркских племён, торков и берендеев, военные поселения, существовавшие вплоть до Орды. Среди этих поселян значилось племя «казаков», название которого закрепилось за золотоордынской лёгкой конницей. После распада Орды, по этой версии, казаки оказались на рубежах новых государственных
образований, постепенно ассимилируясь с русскими и другими этносами. В постсоветское время эту точку зрения поддерживает историк А.Гордеев, рассматривающий появление казаков на Руси в связи с историей «империи Монголов».
Н.М.Карамзин считал, что казачьи войска существовали раньше Батыевых. Советский историк Л.H. Гумилев говорит о появлении казаков в связи с потомками древних хазар (IX в.), живших в низовьях Волги, Терека и Дона и называвшимися после распада Хазарского каганата «бродниками», впоследствии сменившими свой этноним на «казаков». О бродниках говорит и Ю.Миролюбов в книге «Сакральное Руси»...
     Если объединить эти точки зрения, то можно предположить, что первоначально на юге появились, так сказать, «первоначальные» казаки, потом «ордынские», затем «окраинные» и потом уже «южнорусские». А теперь и современные казаки.
Таким образом, изначально происхождение казаков большинство теорий связывают со смешением скифо-славянских племен с потомками черкас, хакасов, бродников и кочевых племён. С оформлением южнорусского казачества, именуемого в XVI в. «черкасским», появляются казаки «запорожские» и другие...
     По мнению В.Шамбарова, Л.Гумилёва и др. историков, казачество возникло путём слияния касогов и бродников во времена Золотой Орды. Касоги – древний черкесский народ, заселявший территорию нижней Кубани в X-XIV веках. Бродники - народ тюркско-славянского происхождения, сформировавшийся в низовьях Дона в XII веке. Касоги бежали на север и смешались с подонскими бродниками, которые унаследовали их имя – казак. При этом известно, что сами бродники приняли сторону Орды, сражались против Руси в битве на Калке.    
     Таким образом, возможно, «образовалась первая ячейка казачества, изначально на службе Орды». Но это лишь снова предположение историков.
     После распада государственности Орды, в условиях формирующейся иной государственности из частей Орды, в том числе Московской государственности, казацкие сообщества стали независимыми...

ссылка на источник

Комментариев нет:

Отправить комментарий