Я. Ю. Трифанков
Исторические процессы, социальное просранство и государство
(на примере социальной среды казачества брянского района)
Цитаты:
Казачество, как результат этих исторических процессов в виде своеобразной социальной среды, возникло на стыке восточной и западной, северной и южной цивилизаций. В этой социальной среде был заложен восточный традиционный колорит степняков и западный рациональный цивилизационный тип одновременно. Это органическое соединение разных цивилизаций, культур, религий, быта, трудовой деятельности и воинского служения, свободы, равенства и чести на равноправной свободной основе, часто без вмешательства государства, говоря на современном языке, – результат некоего самоуправления гражданского сообщества в
своеобразных условиях.
Этническое происхождение казаков региона, в отличие от социального, не выяснено. Их предками называют касогов, поселившихся в одиннадцатом веке на севере Черниговщины (Я. Потоцкий), северян, ославянившихся савиров, севрюков, то есть коренное население региона (Л. Гумилев). Другие историки ведут отсчет казаков, в том числе в регионе, от половцев. А Вольтер, например, от остатков «татар». Но есть и не «этнические» версии происхождения казаков. Например, социальная версия Н. Костамарова воспринимает казаков данного региона как «сиверскую вольницу», наподобие запорожской. В 1863 г. появилась социологическая версия о том, что казаки, как социальная группа, образовались благодаря раздаче земли на границах Литовского княжества, которую «предоставляли сельским общинам или отдельным лицам нешляхетского происхождения с обязанностью нести военную службу» (В. Антонович). Представляется, что генезис казачества в регионе шел благодаря указанным пограничным социальным процессам с участием различных этнических и социальных групп, оказавшихся по различным причинам в его потоке.
До наших дней у части населения региона сохранилось ощущение, что они и «не великороссы и не украинцы», а что-то особое – «казако-кацапы». Фольклор, записанный в конце XIX – начале XX в., изученный современными брянскими исследователями, подтверждает это. В казачьих песнях региона нет упоминаний героев украинского героического эпоса, а Россия упоминается как «третья», соседняя территория. С другой стороны, в них упоминается много топонимов, прямо не относящихся к данному региону (Дунай, Днепр, Дон)...
ссылка на источник
Исторические процессы, социальное просранство и государство
(на примере социальной среды казачества брянского района)
Цитаты:
Казачество, как результат этих исторических процессов в виде своеобразной социальной среды, возникло на стыке восточной и западной, северной и южной цивилизаций. В этой социальной среде был заложен восточный традиционный колорит степняков и западный рациональный цивилизационный тип одновременно. Это органическое соединение разных цивилизаций, культур, религий, быта, трудовой деятельности и воинского служения, свободы, равенства и чести на равноправной свободной основе, часто без вмешательства государства, говоря на современном языке, – результат некоего самоуправления гражданского сообщества в
своеобразных условиях.
Этническое происхождение казаков региона, в отличие от социального, не выяснено. Их предками называют касогов, поселившихся в одиннадцатом веке на севере Черниговщины (Я. Потоцкий), северян, ославянившихся савиров, севрюков, то есть коренное население региона (Л. Гумилев). Другие историки ведут отсчет казаков, в том числе в регионе, от половцев. А Вольтер, например, от остатков «татар». Но есть и не «этнические» версии происхождения казаков. Например, социальная версия Н. Костамарова воспринимает казаков данного региона как «сиверскую вольницу», наподобие запорожской. В 1863 г. появилась социологическая версия о том, что казаки, как социальная группа, образовались благодаря раздаче земли на границах Литовского княжества, которую «предоставляли сельским общинам или отдельным лицам нешляхетского происхождения с обязанностью нести военную службу» (В. Антонович). Представляется, что генезис казачества в регионе шел благодаря указанным пограничным социальным процессам с участием различных этнических и социальных групп, оказавшихся по различным причинам в его потоке.
До наших дней у части населения региона сохранилось ощущение, что они и «не великороссы и не украинцы», а что-то особое – «казако-кацапы». Фольклор, записанный в конце XIX – начале XX в., изученный современными брянскими исследователями, подтверждает это. В казачьих песнях региона нет упоминаний героев украинского героического эпоса, а Россия упоминается как «третья», соседняя территория. С другой стороны, в них упоминается много топонимов, прямо не относящихся к данному региону (Дунай, Днепр, Дон)...
ссылка на источник
Комментариев нет:
Отправить комментарий