вторник, 19 мая 2020 г.

Сабанчиев Х.-М.А.
Держава хана Кубрата и ее наследие
(цитаты)

     В середине VI в. Северный Кавказ, включая проживавшие здесь племена и народности, входит в состав сначала единого Тюркского, а после его раздела в 588 г. — Западнотюркского каганатов, в которых правила династия Ашина. В период могущества Тюркского каганата болгары в той или иной мере признавали власть хакана тюрок. Арабские источники изображают хакана западных тюрок на Кавказе как некоего верховного сюзерена многих местных племен, среди которых в 60–80-е гг. VI в. упоминаются и болгары.
     Болгарский историк Рашо Рашев, анализируя сложившуюся ситуацию, пишет: «В последний трети VI в., попав в вассальную зависимость от авар и тюрок, племена болгарского круга вместе с собственно болгарами получили исторический вызов: исчезнуть или же сохранить себя как независимый политический субъект».
     В 20-х гг. VII в. болгары, официально признавая власть Западнотюркского каганата, практически были самостоятельны. Возглавив союз племен под главенством рода Дуло, болгары во главе с ханом Органом в 632 г. освободились от номинальной зависимости от Западнотюркского каганата. В самом каганате в 30-х гг. начались смуты, а в 50-х гг. VII в. под ударами китайцев происходит крушение государства. С ослаблением позиций Западнотюркского каганата подвластные народы создают самостоятельные политические объединения. В Предкавказье складывается крупная политическая сила — Великая Болгария, как назовут ее греки...
     Получив власть от своего дяди Органа, Кубрат внимательно следил за событиями, происходившими в Тюркском каганате, сотрясаемом междоусобными войнами в борьбе за трон. В ходе борьбы против Западнотюркского каганата другие ханы были вынуждены признать верховную власть Кубрата, и это фактически предопределило образование Великой Болгарии.
     Основателем государства Великая Болгария стал в 635 г. хан Кубрат (ок. 594–665 гг.), которому удалось объединить под своей властью болгарские и родственные им племена оногуров, утигуров, кутригуров и др. Создание государства происходит в благоприятной для болгар политической обстановке. Византия и Персия начали между собой продолжительные и опустошительные войны и не представляли опасность для болгар. Кубрат полностью посвящает себя организации государства, реформирует армию и общество, разрешает межплеменные и межэтнические противоречия.
     Расширяя и укрепляя свою державу, он добился независимости от авар, а затем разгромил хазар, населявших северные районы Кавказа...
     В период правления Кубрата Великая Болгария достигла своего расцвета и установила свое господство в Предкавказье. Столица государства — Фанагория — находилась на Таманском полуострове. Этот античный город, разрушенный в свое время гуннами, был отстроен болгарами и превратился в центр ремесла и торговли...
     В период расцвета Великой Болгарии ее владения простирались на востоке почти до Волги, на юге — до Кубани, на западе — до Днепра. Северные границы этого образования определить невозможно из-за их подвижности. Основная территория расселения болгар находилась в Приазовье и в Западном Предкавказье. Именно эти районы у византийских хроникеров Феофана и Никифора называются Великой Болгарией, а подвластные ей области могли охватывать и юг современной Украины. Степные просторы Причерноморья–Приазовья уже не были «житницей» Греции. Греческое слово «мегали» переводится не как «великая», а как «большая», т.е. большая по величине территория. Кубрат хотел наладить на завоеванных территориях мирную жизнь. Всех наместников он обязал
внимательно рассматривать жалобы подданных и справедливо обращаться с ними.
Великая Болгария являлась раннефеодальным государством. Верховный правитель именовался ханом (глава, вождь), под началом которого находились другие властители, ниже его по рангу.
     У хана были дружина и двор, летняя и зимняя ставки, имелась государственная казна.
Основой болгарского общества была военно-политическая организация орда (лагерь, ставка, держава). Государственное устройство страны в какой-то степени было конфедеративным.
     Территория делилась на области по племенному признаку. Хан посылал в кочевья подвластных племен наместников, что приводило к формированию вассально-сюзеренных отношений. Формируются административные центры — Фанагория в Тамани, Германасса.            Рядом возникли другие поселения, жители которых занимались скотоводством, земледелием и ремеслами. Основная часть населения вела преимущественно полукочевой образ жизни. В кочевых центрах доминировали элементы зимних стойбищ, экономической основой которых было кочевое скотоводство. С постепенным переходом части кочевников к оседлости уже не военная орда, а род или община стали доминировать как единица социума; эволюционировали и общественные отношения...
     С переходом к частичной оседлости укрепилась экономика страны, вырос уровень жизни населения. Изменилась и социальная структура общества. Обширность территории способствовала миграции населения, образованию новых благоустроенных центров.
Люди стремились жить в городах и административных центрах. В городах происходило смешение культур и традиций. К концу своей жизни Кубрату удалось создать сильное государство, которое контролировало все Предкавказье...
     Спорно-судебные дела в большинстве случаев разрешались на основе обычного права. При решении юридических вопросов придерживались обычая клятвы на мече. В обычном праве болгар особое место имела субординация: предпочтение левой стороны правой при расположении людей по старшинству, почтительное отношение и прославление хана. При этом хан обязан был соблюдать интересы подданных и защищать их имущество.
     В семейно-общественном быту сохранились древнетюркские элементы. Из ритуальных действий, помимо клятвы на мече, известны ритуал приема гостей, очищение огнем, использование конского хвоста в качестве военного знамени, ношение амулетов, запрет женщинам появляться без головного убора.
     В уголовном праве болгар преступление против государства и хана не разделялось. Виновный подлежал смертной казни. В качестве наказаний за воровство применялись увечья.
Кубрат воспитывался в Царьграде при дворе византийского императора, где и был крещен еще в детстве. Византия облегчала миссионерам дело распространения христианства, разрешая службу на местных языках, переводя Священное Писание на болгарский и другие языки.      
     Элитные слои болгарского общества отказывались от языческих верований и принимали христианство. Принятие родовой знатью болгар христианства определило их место в иерархии народов, где христианство было официальной религией.
     Христианизация язычников-болгар не была быстрой и легкой. Несмотря на многократные случаи крещения представителей господствующей верхушки и проповедническую деятельность византийских миссионеров, в обществе были сильны традиционные языческие верования. Главным богом, создателем всего считался Тенгри — высшее божество древних тюрков, Тенгри был подателем всех благ и всего доброго и почитался как бог неба. В народе был сильно развит культ животных, священных деревьев и рощ. Широко был распространен календарь с 12-летним животным циклом. Он был настолько совершенен, что комиссии ООН и ЮНЕСКО по разработке проекта всемирного календаря за основу взяли древний болгарский календарь...
     Вскоре после смерти хана Кубрата, скончавшегося в 665 г., Великая Болгария распадается. Она была разделена между его сыновьями, которые стали полуавтономными владетелями своих территорий. Наиболее крупными ордами были две: одну возглавлял хан Батбай, другую — его брат Аспарух. Какое-то время они мирно сосуществовали, кочуя по обширным приазовским просторам. Однако вскоре сыновья Кубрата, нарушив завет отца, стали соперничать друг с другом из-за верховной ханской власти. Они считали себя обойденными вступлением на престол Батбая...
     Хан Батбай стал вассалом хазарского кагана. Особое место в каганате сохранили оставшиеся жить на его территории потомки Батбая, которые получили название «черные болгары»...
Болгарские орды, вынужденные покинуть свои земли, отправились на юг, север и запад.    
     Подчиненные хану Батбаю орды уходят в предгорные и горные районы Северного Кавказа: это верховья Кубани, район Пятигорья и часть территории современной Кабардино-Балкарии. На этих и сопредельных землях источники локализуют четыре племени болгар: Купи-болгар, Дучи-болгар, Огхондор-болгар и Чдар-болгар...
     К концу VII в. болгары расселились на Северном Кавказе, Поволжье, на Балканах, в Северной Италии и приняли активное участие в этнических процессах и политической жизни этих регионов.
    Та часть болгарских племен, которая осталась на Северном Кавказе, в последующем вошла в состав новых этнических образований края. Среди них — карачаевцы и балкарцы. По мнению некоторых ученых, название «малкъар», по всей вероятности, произошло от этнонима «болгар»...
     Карачаевский и балкарский народы образовались в результате смешения северокавказских племен с ираноязычными и тюркоязычными племенами, из которых наибольшее значение в этом процессе имели, видимо, черные болгары и, в особенности, одно из западнокипчакских племен...
     В горах и предгорьях Центрального Кавказа, преимущественно в районе Кавминвод и в верховьях Кубани, известно множество болгарско-хазарских памятников — городищ, грунтовых могил и крепостей с тюркскими руническими надписями на каменных стенах. Самой мощной была крепость близ нынешнего аула Хумара в Карачаево-Черкесии. Толщина ее стен местами достигала 5–6 метров. Материалы городища имеют близкие аналогии в инвентаре памятников Волжской Булгарии и Дунайской Болгарии. Обнаружены болгарские древности и в Кабардино-Балкарии. Найденные памятники северокавказских рунических надписей, по мнению специалистов, принадлежат болгарам или болгаро-хазарам и близки по фонетике цокающему диалекту карачаево-балкарского языка...
     Болгарские реликты наблюдаются в народном календаре карачаевцев и балкарцев. До недавнего времени они вели счет годам по двенадцатилетнему животному циклу. Аналогичный способ летоисчисления в прошлом практиковался у болгар38. Среди балкарцев и карачаевцев до сих пор бытует культ верховного бога Тенгри-Тейри, который являлся верховным божеством протоболгар.
     Именно болгарами был привнесен в Западную Аланию скальный обряд погребений. Они представляли собой склепы, устроенные в скальных нишах, которые в большом количестве встречаются в ущельях вокруг Эльбруса...

ссылка на источник

Комментариев нет:

Отправить комментарий