Устаева Э. Р.
Памятники церковной археологии из собрания Таманского музейного комплекса
(цитаты)
Однако реконструировать прошлое Тамани, Таманского полуострова исключительно на основании сведений древних авторов – греческих, византийских, «Повести временных лет», арабских невозможно. Причиной тому зачастую являются отрывочность и характер самих источников, происхождение которых определялась в первую очередь политической конъюнктурой. При таких обстоятельствах особую ценность приобретают вещественные источники – археологические материалы, раскрывающие вопросы политической, экономической жизни древних городов Таманского полуострова административного устройства, вероисповедания VI в. до н.э. – XVII вв...
Уникальным собранием музея с территории Таманского городища Гермонасса-Матарха-Тмутаракань являются находки византийских моливдовулов, суммарно датируемые VIII-XII вв. В настоящее время эта коллекция насчитывает более 90 экземпляров. С каждым годом раскопок их количество увеличивается. Таким образом, по количеству найденных печатей средневековый город Таматарха-Тмутаракань-Матарха является третьим центром в Северном Причерноморье после Херсонеса и Судака.
Исследование коллекции византийских печатей, открытых в последние годы при раскопках Таманского городища, позволило выявить моливдовулы, имеющие принадлежность как к церковным иерархам (печать архиепископа Зихии Антония середины XI в.), так и к представителям херсонеской администрации-чиновникам IX-X вв. с именами Епиффаний, Николай, Григорий, Константин и Иоанн...
В настоящее время известно пять экземпляров моливдовулов архиепископа Зихии Антония, происходящих с Таманского городища. На лицевой стороне – в точечном ободке - погрудное изображение Богородицы в мафории. Обращенные ладонями вперед руки находятся перед грудью. Нимб также передан точечным ободком. По сторонам от фигуры Богородицы титла: «Матерь Божия». На оборотной стороне пятистрочная надпись в ободке «Богородица помоги Антонию, архиепископу Зихии». Все пять экземпляров оттиснуты одной парой матриц. Три экземпляра хранятся в музее.
Архиепископ Зихии Антоний упоминается в документах синодов Константинопольских патриархов, в сентябре 1039 г. и июле 1054. Датировка печатей также соответствует этому времени: 40-м-50-м гг. XI в.
Зихская епархия Константинопольского патриархата известна со второй трети VI века, ее основная задача - христианская миссия среди населения Северо-Западного Кавказа – зихов. Центром епархии являлась Никопсия, располагавшаяся в Восточном Причерноморье. Во второй четверти – второй половине IX в. епископская кафедра была перенесена в Матарху (Таматарху). В третьей четверти XIII в. архиепископия была возведена в ранг митрополии. Известные поименно церковные иерархи Зихии в Матрахе: Антоний (середина XI в.), Григорий (1072 г.), Николай (конец XI в.), Феодосий (1285 г.), Василий (80-е гг. XIII в.), Каллиник (40-е гг. XIV в.), Никодим (1394 г.), Иосиф (конец XIV – начало XV в.). С первой трети XV в. о митрополии ничего не известно, а уже в 1439 г. в Матрахе присутствует католический архиепископ.
С деятельностью епархии в Матрахе связаны моливдовулы: X в. – Григория, монаха, кувуклисия и экзарха; XI в. – Антония, монаха, а также Василия, диакона и халтулария.
Обнаружение пяти моливдовулов, принадлежащих одному церковному иерарху, в одном регионе – факт сам по себе примечательный. Он позволяет предположительно говорить о выдающейся роли архиепископа Антония в истории Зихской епархии в Таматархе-Тмутаракани, а также наглядно демонстрирует ее значимость, как основного византийского христианского центра на Северо-Западном Кавказе.
По результатам раскопок на Таманском городище 2015 г. Таманской средневековой экспедицией ИА РАН г. Москва под руководством к.и.н. В. Н. Чхаидзе на участке «Нагорного» раскопа была обнаружена паломническая ампула из олова, которая впоследствии поступила в музейное собрание...
Отметим, что в непосредственной близости от раскапываемой площади, к югу, при работах экспедиции под руководством Б. А. Рыбакова 1953-1955 гг. были открыты сильно разрушенные остатки фундаментов церкви. Массовый археологический материал, выявленный в исследованном слое и относящийся к первой половине XI в., позволил Б.А.Рыбакову датировать постройку и идентифицировать ее, с большей степенью вероятности, как летописную церковь Пресвятой Богородицы, построенную в Тмутаракани Мстиславом Владимировичем...
ссылка на источник
Памятники церковной археологии из собрания Таманского музейного комплекса
(цитаты)
Однако реконструировать прошлое Тамани, Таманского полуострова исключительно на основании сведений древних авторов – греческих, византийских, «Повести временных лет», арабских невозможно. Причиной тому зачастую являются отрывочность и характер самих источников, происхождение которых определялась в первую очередь политической конъюнктурой. При таких обстоятельствах особую ценность приобретают вещественные источники – археологические материалы, раскрывающие вопросы политической, экономической жизни древних городов Таманского полуострова административного устройства, вероисповедания VI в. до н.э. – XVII вв...
Уникальным собранием музея с территории Таманского городища Гермонасса-Матарха-Тмутаракань являются находки византийских моливдовулов, суммарно датируемые VIII-XII вв. В настоящее время эта коллекция насчитывает более 90 экземпляров. С каждым годом раскопок их количество увеличивается. Таким образом, по количеству найденных печатей средневековый город Таматарха-Тмутаракань-Матарха является третьим центром в Северном Причерноморье после Херсонеса и Судака.
Исследование коллекции византийских печатей, открытых в последние годы при раскопках Таманского городища, позволило выявить моливдовулы, имеющие принадлежность как к церковным иерархам (печать архиепископа Зихии Антония середины XI в.), так и к представителям херсонеской администрации-чиновникам IX-X вв. с именами Епиффаний, Николай, Григорий, Константин и Иоанн...
В настоящее время известно пять экземпляров моливдовулов архиепископа Зихии Антония, происходящих с Таманского городища. На лицевой стороне – в точечном ободке - погрудное изображение Богородицы в мафории. Обращенные ладонями вперед руки находятся перед грудью. Нимб также передан точечным ободком. По сторонам от фигуры Богородицы титла: «Матерь Божия». На оборотной стороне пятистрочная надпись в ободке «Богородица помоги Антонию, архиепископу Зихии». Все пять экземпляров оттиснуты одной парой матриц. Три экземпляра хранятся в музее.
Архиепископ Зихии Антоний упоминается в документах синодов Константинопольских патриархов, в сентябре 1039 г. и июле 1054. Датировка печатей также соответствует этому времени: 40-м-50-м гг. XI в.
Зихская епархия Константинопольского патриархата известна со второй трети VI века, ее основная задача - христианская миссия среди населения Северо-Западного Кавказа – зихов. Центром епархии являлась Никопсия, располагавшаяся в Восточном Причерноморье. Во второй четверти – второй половине IX в. епископская кафедра была перенесена в Матарху (Таматарху). В третьей четверти XIII в. архиепископия была возведена в ранг митрополии. Известные поименно церковные иерархи Зихии в Матрахе: Антоний (середина XI в.), Григорий (1072 г.), Николай (конец XI в.), Феодосий (1285 г.), Василий (80-е гг. XIII в.), Каллиник (40-е гг. XIV в.), Никодим (1394 г.), Иосиф (конец XIV – начало XV в.). С первой трети XV в. о митрополии ничего не известно, а уже в 1439 г. в Матрахе присутствует католический архиепископ.
С деятельностью епархии в Матрахе связаны моливдовулы: X в. – Григория, монаха, кувуклисия и экзарха; XI в. – Антония, монаха, а также Василия, диакона и халтулария.
Обнаружение пяти моливдовулов, принадлежащих одному церковному иерарху, в одном регионе – факт сам по себе примечательный. Он позволяет предположительно говорить о выдающейся роли архиепископа Антония в истории Зихской епархии в Таматархе-Тмутаракани, а также наглядно демонстрирует ее значимость, как основного византийского христианского центра на Северо-Западном Кавказе.
По результатам раскопок на Таманском городище 2015 г. Таманской средневековой экспедицией ИА РАН г. Москва под руководством к.и.н. В. Н. Чхаидзе на участке «Нагорного» раскопа была обнаружена паломническая ампула из олова, которая впоследствии поступила в музейное собрание...
Отметим, что в непосредственной близости от раскапываемой площади, к югу, при работах экспедиции под руководством Б. А. Рыбакова 1953-1955 гг. были открыты сильно разрушенные остатки фундаментов церкви. Массовый археологический материал, выявленный в исследованном слое и относящийся к первой половине XI в., позволил Б.А.Рыбакову датировать постройку и идентифицировать ее, с большей степенью вероятности, как летописную церковь Пресвятой Богородицы, построенную в Тмутаракани Мстиславом Владимировичем...
ссылка на источник
Комментариев нет:
Отправить комментарий