С.А. Цыганков
Политическое устройство древнерусской Тмутаракани
(цитаты)
Располагался древнерусский город на Таманском полуострове, где ныне находится небольшая станица Тамань Краснодарского края. Причем владения Тмутаракани распространялись также и на восточную часть Крыма – Керченский полуостров. Об этом свидетельствует знаменитый Тмутараканский камень с надписью князя Глеба об измерении расстояния Керченского пролива...
Говоря о Тмутаракани, нужно сразу же затронуть проблему ее политического статуса. Дело в том, что среди историков не было единого мнения, как нужно определять Тмутаракань. Одни называли ее княжеством, другие – уделом, третьи - просто городом. И к сожалению, до сих пор нет общепризнанного понимания этого вопроса.
На мой взгляд, Тмутаракань – это типичная для Руси XI –XIII вв. городовая волость, «город-государство», но волость, которая имела ряд особенностей, не характерных для большей части Киевской Руси. Во-первых, она была оторвана от основного территориального и этнического массива страны; Тмутаракань – это «город - эксклав». Во-вторых, если в большинстве случаев древнерусские города выступали как племенные центры, то Тмутаракань таким центром не являлась, а русская государственность появилась там только в конце X в., то есть русский компонент был пришлым. В-третьих, это отсутствие крупных пригородов. Кроме самой Тмутаракани, в этом регионе не было больше городов, которые входили во владения Тмутараканской волости. В целом же, как и остальные города Киевской Руси, Тмутаракань выступает в роли административного, военного и религиозного центра волости, где располагался князь, совет старейшин и народное собрание – вече...
Как было сказано, Тмутаракань как «город-государство», несмотря на отдаленность от Киевской метрополии, сохраняла все социально-политические особенности любого древнерусского города X–XII вв. Это наличие такой же трехступенчатой политической организации: вождь – князь, который был наделен военными, дипломатическими, судебными, а также религиозными функциями, совет знати и народное собрание – вече. Такая структура городской власти позволяла Тмутаракани выступать в роли политического и административного центра Азово-Причерноморского региона. А если учесть и то, что в Тмутаракани до установления русского протектората действовала Зихская епархия, деятельность которой распространялась и на близлежащие территории, то можно сказать, что Тмутаракань – это и важный религиозный центр, который к тому же пользовался поддержкой Византии...
Вопросы, которые рассматривались на вечевом собрании на центральной площади города, были весьма разнообразны: от ремонта торгового порта до призвания или наоборот изгнания князей.
Суждения о тмутараканском вече базируются не только на общерусском материале. Тмутараканское вече отобразилось в источниках, прямо говорящих о жизни данного города. Особая роль ее активно проявилась в 60-х гг. XI в. И пример с призванием князя Глеба на Тмутараканский стол есть тому подтверждение. Дело в том, что после смерти Ростислава Владимировича тмутараканское княжение вновь оказалось незанятым, и Глеб Святославич мог по праву претендовать на это место, но, по-видимому, имея горький опыт двукратного изгнания из Тмутаракани, новых усилий для того, чтобы занять княжеский стол, он не предпринимает.
Тогда, как сказано в Киево-Печерском патерике, Никон (известный печерский монах, проживавший в Тмутаракани с 60-х гг.) был просто умолен жителями Тмутаракани, чтобы тот призвал князя Глеба обратно в Тмутаракань. После всех прошений он дает свое согласие посодействовать в возвращении Глеба Святославича в Тмутаракань. В этой связи весьма любопытна форма обращения жителей к Никону с просьбой вернуть молодого Святославича: «его умолили» или «был умолен».
О чем говорит этот факт? Многие исследователи, которые писали о Тмутаракани, никогда не делали акцента на этом моменте, и напрасно. Через это прошение жителей со всей отчетливостью высвечивается все политическое устройство Тмутаракани, которое при Мстиславе Владимировиче развилось в полную силу. Оно выражалось в наличии народного собрания – веча.
Все свободные жители собрались на главной площади города с целью решить, кто будет новым князем Тмутараканской Руси после смерти Ростислава. Как и полагалось на вече, произошло столкновение двух традиционных направлений в политике Тмутаракани. Это «черниговское» и «сепаратистское».
Действительно, нельзя отрицать наличия двух направлений и двух группировок в жизни Тмутаракани рассматриваемого периода. Первая группа - «черниговская» – выступала за более тесные связи с Черниговом и Русью, ее представители, однако, были в меньшинстве. Вторая – обозначим ее как «сепаратистская» – боролась за полную независимость во всех делах от воли Чернигова. В обе группировки входили русские, которых объединяло одно - верность Киеву. Поэтому даже «сепаратисты», хотя большинство принадлежало хазарам, евреям и касогам, не выступали против воли Киева. Последним, в свою очередь, дважды в свое время удавалось поддержать кандидатуру Ростислава на княжение как главного выразителя их интересов. Но теперь «сепаратисты» оказались в явном меньшинстве, они не сумели предложить своего кандидата на княжеский стол. «Черниговцы» торжествовали. Они без особых трудностей убедили народное собрание в том, что дважды изгнанный князь Глеб – наилучшая кандидатура для них. Итак, «сепаратисты» были вынуждены отступить. Согласно вечевым традициям требовалось, «чтобы решение было единогласным. Небольшое меньшинство должно было подчиниться большинству». Так и произошло.
А в 80-е гг. «прочерниговская» группировка поддержала также и Олега Святославича...
Во главе города находился князь, который, как и всюду в Древней Руси, был необходимым элементом социально-политической организации общества.
Кроме того, для Тмутаракани была характерна следующая особенность: ее князь был связующим звеном в многоэтничном регионе. Ведь помимо русских, которые являлись ядром населения Тмутаракани, там проживало большое количество хазар, евреев и адыгов. Тмутараканский князь выступает гарантом внутренней и внешней стабильности в регионе: «Отсутствие князя нарушало нормальную жизнь волости, ставило ее на грань опасности в первую очередь перед внешним миром».
Так, например, вскоре после ухода Мстислава в Чернигов в 1023 г. адыги, которые были под его властью, подняли восстание и вышли из под контроля...
Главной функцией тмутараканского князя была военная, она проистекала из тех условий, в которых находилась Тмутаракань. Это показывает приведенный выше пример, город находился в постоянной угрозе нападения извне.
Опасность исходила как от адыгов, так и со второй половины XI в. со стороны половцев. Все эти угрозы были весьма серьезными. Поэтому естественно, что главной заботой первого тмутараканского князя Мстислава Владимировича стало обеспечение защиты Тмутаракани от внешних врагов. Для этого Мстислав не только покоряет туземное население, но и наносит превентивный удар по непокоренным народам Северного Кавказа – адыгам. Таким образом, «в князьях волостные общины нуждались, прежде всего, как в военных специалистах, призванных обеспечить внешнюю безопасность. Князь вооруженной рукой должен был оберегать землю, где княжил». Помимо того, князь являлся таким «боевым командиром», который лично участвовал во многих сражениях...
Кроме того, Мстислав как князь являлся и гарантом высокого боевого духа дружинников в сражении, его личное присутствие позволяло одерживать победы в самых тяжелых боях. Вспомним хотя бы кровавую сечу двух братьев: Мстислава и Ярослава под Лиственном в 1024 г. в результате междоусобицы. Почти всю ночь продолжалась сражение. Благодаря умелой тактике Мстиславу удалось взять в клещи оставшуюся часть армии Ярослава и разбить ее.
Таким образом, военная функция Тмутараканского князя была чрезвычайно важна для города и требовала от Мстислава больших усилий в этом направлении...
Блестящими князьями-дипломатами в Тмутаракани были: Мстислав Владимирович, который своей умелой политикой возвел Тмутаракань на пьедестал могущества, Ростислав Владимирович, а также Олег Святославич. Последний, в свою очередь, нашел общий язык с великой Византией, которая в итоге покровительствовала ему на протяжении всей его жизни, что позволило городу получать немалые доходы от торговли с ней. Но были и неудачливые дипломаты. Таковыми зарекомендовали себя Глеб Святославич, которого дважды изгоняли из Тмутаракани вследствие своей нерешительности и неумения найти общий язык с большинством жителей Тмутаракани. Отсюда и вытекает следующий вывод: не найдя даже общего согласия с жителями города, нечего было рассчитывать на успех...
Что касается религиозной функции князя, то особенно отчетливо она проявилась в эпоху Мстислава Владимировича. Дело в том, что в Тмутаракани – Таматархе изначально сохранялись элементы язычества, а также хазарское иудейство, поэтому задача Мстислава заключалась в распространении православной веры среди местного населения. Выполнить ее было довольно легко, так как князь являлся христианином...
В Тмутаракани также находилась Зихская (Таматархская) епархия, которая возникла во второй половине IX в. Ее роль особенно возросла в эпоху Тмутараканской Руси, когда главным ее покровителем выступает Тмутараканский князь. Таким образом, религиозная функция князя была довольно весомой, он выступал главным оплотом православной веры в Тмутаракани.
Совет знати – это вторая ступень политической организации в Тмутаракани, туда входили преимущественно выходцы из верхнего слоя дружинников, так называемые бояре, а также богатые купцы, которые занимались торговлей. Функция совета была чисто совещательной, ее решения носили рекомендательный характер, тем более что «интересы князя и служивших ему бояр настолько переплетались (в нашем случае знатная верхушка – авт.), что их трудно расчленить».
Можно подвести некоторые итоги. Итак, обладая всеми структурами политической власти, Тмутаракань, особенно при Мстиславе Владимировиче, а также при его преемниках Ростиславе и Олеге, достигла кульминации своего развития. Она начинает действовать вполне независимо от воли Киева...
ссылка на источник
Политическое устройство древнерусской Тмутаракани
(цитаты)
Располагался древнерусский город на Таманском полуострове, где ныне находится небольшая станица Тамань Краснодарского края. Причем владения Тмутаракани распространялись также и на восточную часть Крыма – Керченский полуостров. Об этом свидетельствует знаменитый Тмутараканский камень с надписью князя Глеба об измерении расстояния Керченского пролива...
Говоря о Тмутаракани, нужно сразу же затронуть проблему ее политического статуса. Дело в том, что среди историков не было единого мнения, как нужно определять Тмутаракань. Одни называли ее княжеством, другие – уделом, третьи - просто городом. И к сожалению, до сих пор нет общепризнанного понимания этого вопроса.
На мой взгляд, Тмутаракань – это типичная для Руси XI –XIII вв. городовая волость, «город-государство», но волость, которая имела ряд особенностей, не характерных для большей части Киевской Руси. Во-первых, она была оторвана от основного территориального и этнического массива страны; Тмутаракань – это «город - эксклав». Во-вторых, если в большинстве случаев древнерусские города выступали как племенные центры, то Тмутаракань таким центром не являлась, а русская государственность появилась там только в конце X в., то есть русский компонент был пришлым. В-третьих, это отсутствие крупных пригородов. Кроме самой Тмутаракани, в этом регионе не было больше городов, которые входили во владения Тмутараканской волости. В целом же, как и остальные города Киевской Руси, Тмутаракань выступает в роли административного, военного и религиозного центра волости, где располагался князь, совет старейшин и народное собрание – вече...
Как было сказано, Тмутаракань как «город-государство», несмотря на отдаленность от Киевской метрополии, сохраняла все социально-политические особенности любого древнерусского города X–XII вв. Это наличие такой же трехступенчатой политической организации: вождь – князь, который был наделен военными, дипломатическими, судебными, а также религиозными функциями, совет знати и народное собрание – вече. Такая структура городской власти позволяла Тмутаракани выступать в роли политического и административного центра Азово-Причерноморского региона. А если учесть и то, что в Тмутаракани до установления русского протектората действовала Зихская епархия, деятельность которой распространялась и на близлежащие территории, то можно сказать, что Тмутаракань – это и важный религиозный центр, который к тому же пользовался поддержкой Византии...
Вопросы, которые рассматривались на вечевом собрании на центральной площади города, были весьма разнообразны: от ремонта торгового порта до призвания или наоборот изгнания князей.
Суждения о тмутараканском вече базируются не только на общерусском материале. Тмутараканское вече отобразилось в источниках, прямо говорящих о жизни данного города. Особая роль ее активно проявилась в 60-х гг. XI в. И пример с призванием князя Глеба на Тмутараканский стол есть тому подтверждение. Дело в том, что после смерти Ростислава Владимировича тмутараканское княжение вновь оказалось незанятым, и Глеб Святославич мог по праву претендовать на это место, но, по-видимому, имея горький опыт двукратного изгнания из Тмутаракани, новых усилий для того, чтобы занять княжеский стол, он не предпринимает.
Тогда, как сказано в Киево-Печерском патерике, Никон (известный печерский монах, проживавший в Тмутаракани с 60-х гг.) был просто умолен жителями Тмутаракани, чтобы тот призвал князя Глеба обратно в Тмутаракань. После всех прошений он дает свое согласие посодействовать в возвращении Глеба Святославича в Тмутаракань. В этой связи весьма любопытна форма обращения жителей к Никону с просьбой вернуть молодого Святославича: «его умолили» или «был умолен».
О чем говорит этот факт? Многие исследователи, которые писали о Тмутаракани, никогда не делали акцента на этом моменте, и напрасно. Через это прошение жителей со всей отчетливостью высвечивается все политическое устройство Тмутаракани, которое при Мстиславе Владимировиче развилось в полную силу. Оно выражалось в наличии народного собрания – веча.
Все свободные жители собрались на главной площади города с целью решить, кто будет новым князем Тмутараканской Руси после смерти Ростислава. Как и полагалось на вече, произошло столкновение двух традиционных направлений в политике Тмутаракани. Это «черниговское» и «сепаратистское».
Действительно, нельзя отрицать наличия двух направлений и двух группировок в жизни Тмутаракани рассматриваемого периода. Первая группа - «черниговская» – выступала за более тесные связи с Черниговом и Русью, ее представители, однако, были в меньшинстве. Вторая – обозначим ее как «сепаратистская» – боролась за полную независимость во всех делах от воли Чернигова. В обе группировки входили русские, которых объединяло одно - верность Киеву. Поэтому даже «сепаратисты», хотя большинство принадлежало хазарам, евреям и касогам, не выступали против воли Киева. Последним, в свою очередь, дважды в свое время удавалось поддержать кандидатуру Ростислава на княжение как главного выразителя их интересов. Но теперь «сепаратисты» оказались в явном меньшинстве, они не сумели предложить своего кандидата на княжеский стол. «Черниговцы» торжествовали. Они без особых трудностей убедили народное собрание в том, что дважды изгнанный князь Глеб – наилучшая кандидатура для них. Итак, «сепаратисты» были вынуждены отступить. Согласно вечевым традициям требовалось, «чтобы решение было единогласным. Небольшое меньшинство должно было подчиниться большинству». Так и произошло.
А в 80-е гг. «прочерниговская» группировка поддержала также и Олега Святославича...
Во главе города находился князь, который, как и всюду в Древней Руси, был необходимым элементом социально-политической организации общества.
Кроме того, для Тмутаракани была характерна следующая особенность: ее князь был связующим звеном в многоэтничном регионе. Ведь помимо русских, которые являлись ядром населения Тмутаракани, там проживало большое количество хазар, евреев и адыгов. Тмутараканский князь выступает гарантом внутренней и внешней стабильности в регионе: «Отсутствие князя нарушало нормальную жизнь волости, ставило ее на грань опасности в первую очередь перед внешним миром».
Так, например, вскоре после ухода Мстислава в Чернигов в 1023 г. адыги, которые были под его властью, подняли восстание и вышли из под контроля...
Главной функцией тмутараканского князя была военная, она проистекала из тех условий, в которых находилась Тмутаракань. Это показывает приведенный выше пример, город находился в постоянной угрозе нападения извне.
Опасность исходила как от адыгов, так и со второй половины XI в. со стороны половцев. Все эти угрозы были весьма серьезными. Поэтому естественно, что главной заботой первого тмутараканского князя Мстислава Владимировича стало обеспечение защиты Тмутаракани от внешних врагов. Для этого Мстислав не только покоряет туземное население, но и наносит превентивный удар по непокоренным народам Северного Кавказа – адыгам. Таким образом, «в князьях волостные общины нуждались, прежде всего, как в военных специалистах, призванных обеспечить внешнюю безопасность. Князь вооруженной рукой должен был оберегать землю, где княжил». Помимо того, князь являлся таким «боевым командиром», который лично участвовал во многих сражениях...
Кроме того, Мстислав как князь являлся и гарантом высокого боевого духа дружинников в сражении, его личное присутствие позволяло одерживать победы в самых тяжелых боях. Вспомним хотя бы кровавую сечу двух братьев: Мстислава и Ярослава под Лиственном в 1024 г. в результате междоусобицы. Почти всю ночь продолжалась сражение. Благодаря умелой тактике Мстиславу удалось взять в клещи оставшуюся часть армии Ярослава и разбить ее.
Таким образом, военная функция Тмутараканского князя была чрезвычайно важна для города и требовала от Мстислава больших усилий в этом направлении...
Блестящими князьями-дипломатами в Тмутаракани были: Мстислав Владимирович, который своей умелой политикой возвел Тмутаракань на пьедестал могущества, Ростислав Владимирович, а также Олег Святославич. Последний, в свою очередь, нашел общий язык с великой Византией, которая в итоге покровительствовала ему на протяжении всей его жизни, что позволило городу получать немалые доходы от торговли с ней. Но были и неудачливые дипломаты. Таковыми зарекомендовали себя Глеб Святославич, которого дважды изгоняли из Тмутаракани вследствие своей нерешительности и неумения найти общий язык с большинством жителей Тмутаракани. Отсюда и вытекает следующий вывод: не найдя даже общего согласия с жителями города, нечего было рассчитывать на успех...
Что касается религиозной функции князя, то особенно отчетливо она проявилась в эпоху Мстислава Владимировича. Дело в том, что в Тмутаракани – Таматархе изначально сохранялись элементы язычества, а также хазарское иудейство, поэтому задача Мстислава заключалась в распространении православной веры среди местного населения. Выполнить ее было довольно легко, так как князь являлся христианином...
В Тмутаракани также находилась Зихская (Таматархская) епархия, которая возникла во второй половине IX в. Ее роль особенно возросла в эпоху Тмутараканской Руси, когда главным ее покровителем выступает Тмутараканский князь. Таким образом, религиозная функция князя была довольно весомой, он выступал главным оплотом православной веры в Тмутаракани.
Совет знати – это вторая ступень политической организации в Тмутаракани, туда входили преимущественно выходцы из верхнего слоя дружинников, так называемые бояре, а также богатые купцы, которые занимались торговлей. Функция совета была чисто совещательной, ее решения носили рекомендательный характер, тем более что «интересы князя и служивших ему бояр настолько переплетались (в нашем случае знатная верхушка – авт.), что их трудно расчленить».
Можно подвести некоторые итоги. Итак, обладая всеми структурами политической власти, Тмутаракань, особенно при Мстиславе Владимировиче, а также при его преемниках Ростиславе и Олеге, достигла кульминации своего развития. Она начинает действовать вполне независимо от воли Киева...
ссылка на источник
Комментариев нет:
Отправить комментарий