пятница, 14 августа 2020 г.

Нашлись неожиданные союзники по вопросам отрицания иудаизма среди касогов и хазар. Многих ученых в Израиле тоже коробит от «евреев Хазарии», но с точки зрения чистоты веры. А для нас с вами это дополнительные доказательства, и весьма подробные, мифичности хазарского иудаизма.

* * *

4-я часть

Шауль Штампфер

Были ли хазары иудеями?

(Материалы XVIII международной конференции по иудаике, Том 2, Москва, 2011)

(цитаты)

4. Ибн Русте

     Большая часть оставшихся текстов, повествующих об обращении хазар, была создана в рамках конкретной литературной традиции и
основывается на общих источниках. Один из самых ранних дошедших до нас текстов этой традиции принадлежит перу Ибн Русте, автора
начала X в. О хазарах в нем говорится следующее: «Иудаизм исповедует наивысший глава хазар… и те из предводителей и знатных людей, кто близок к нему. Все остальные хазары исповедуют веру, схожую с верою тюрок». Однако далее он противоречит сам себе и утверждает, что большинство хазар — мусульмане.
     Свидетельство Ибн-Русте об иудействе кагана и хазарской элиты повторяют Гардизи и Аль-Куртуби, причем практически слово в слово.
Очевидно, эти авторы не сверялись с какими-либо независимыми источниками и не искали дополнительных подтверждений, а полагались на один и тот же литературный источник...

5. Аль-Истахри

     Аль-Истахри, писавший приблизительно в 930 г., отмечал: «Их царь — иудей. Говорят, что число его придворных составляет приблизительно 4000 человек. Среди хазар есть мусульмане, христиане и иудеи, есть и немногое число язычников. Меньшая часть хазарского населения — иудеи, большинство — мусульмане и христиане, однако их правитель и его двор — иудеи… Их царь (Сарира) иудейского вероисповедания и находится в родстве с царем хазар». Эта картина уже ближе к обрисованной Аль-Масуди. 

6. Муххамад Аль-Макуддаси

     Мухаммад Аль-Мукаддаси родился в середине X в. Его ставший классическим труд «Лучшее разделение для познания климатов» появился ближе к концу века. Этот трактат написан по следам путешествий по мусульманским землям, и в нем отражен большой интерес автора к иудаизму. По всей видимости, Аль-Мукаддаси — единственный из всех географов, писавших о Хазарии, кто действительно посетил землю хазар. Правда, он побывал в Итиле только в конце X в., когда там уже не было «царя-иудея», и Аль-Мукаддаси только слышал о том, что когда-то там был такой правитель.
     Вот что писал Аль-Мукаддаси о Хазарии: «Хазарская земля лежит по ту сторону озера, очень обширна, но суха и неплодородна. Много в ней овец, мёду и иудеев». И затем продолжает: «Итиль есть большая столица… В нем много мусульман. Их царь был евреем... Я слышал, что Аль-Мамун вторгся к ним из Джурджании (в районе Хорезма. — Ш.Ш), победил их и вынудил кагана принять ислам. Затем слышал я, что армия из Ромеев (т.е. византийцев), называемых аль-Рус, вторглась к ним и овладела их страною».
     Если речь идет о правлении Халифа Аль-Мамуна (813–833 г.), то мы должны заключить, что, согласно Аль-Мукаддаси, хазарский каган
сменил иудаизм на ислам до 833 г. — что раньше, чем называемая некоторыми учеными дата его обращения в иудаизм!
     Еще большую проблему представляет то, что в Хорезме, основном опорном пункте халифов в Центральной Азии, не было найдено никаких документов, свидетельствующих о том, что Аль-Мамун либо Аль-Мамун бен Мухаммад вели завоевательную кампанию против хазар. Во время посещения Хазарии Аль-Мукаддаси там уже не было «иудейской власти», и написать о ней он не мог. Так что, несмотря на личное посещение Итиля, историческая достоверность его источников под вопросом...

Христиан Друтмар — французский монах, который известен, в первую очередь, как комментатор Евангелия от Матфея. Его «Пояснения
к Евангелию» были написаны, очевидно, ранее 880 г. Там мы находим следующие строки: «Мы не знаем ни одного народа под небом, среди которого не нашлось бы христиан. Даже среди народов Гога и Магога, гуннов; зовущих себя газарами — тех, кого окружил стеной Александр, было одно племя, бесстрашнее остальных, которое было обрезано и исповедовало все догматы иудаизма».
     Автор выразился вполне ясно, но нам также ясно и то, что своими глазами он ничего не видел. Земля Гога и Магога, разумеется, легендарна, а хазары, насколько нам известно, не были гуннами. История о том, что Александр Великий построил стену или ворота, чтобы изолировать Гога и Магога, конечно же, тоже легенда, и появилась она еще в конце IV в...
     Таким образом, практически все факты, упомянутые Христианом (мы не касаемся сейчас обращения хазар в иудаизм), явно вымышлены. Более того, в его сообщении нет ничего нового, кроме упоминания об обращении хазар в иудаизм. Конечно, можно предположить, что, вопреки контексту, свидетельство о хазарах истинно. С другой стороны, его можно объяснить тем, что в представлении автора история Гога и Магога смешалась с историей евреев, и обе они — с историей хазар. Христиан Друтмар не сообщает, когда, каким образом и почему произошло обращение хазар в иудаизм. Принимая во внимание легендарную сущность Гога и Магога, а также и то, что автор идентифицировал хазар с гуннами и с Александровыми воротами, трудно счесть данный источник убедительным доказательством обращения хазар в иудаизм...

«Житие Константина»

     Этот часто цитируемый текст используется не для доказательства обращения хазар в иудаизм, а для установления его даты. В нем описывается миссионерская поездка Св. Кирилла (Константина) и Мефодия в Хазарскую землю (861 г.). Кирилла и Мефодия пригласили сами хазары, которые, согласно тексту, испытывали давление со стороны евреев, желавших обратить их в свою веру. «Евреи же побуждают нас принять их веру и обычаи, a сарацины, с другой стороны, предлагая мир и дары многие, склоняют нас в свою веру», поэтому хазары попросили византийского императора, «помня старую дружбу и храня любовь», прислать к ним «человека, сведущего в книгах», и «если победит он в споре евреев и сарацин, то к вашей вере обратимся». Как следует из текста, проповедь Константина произвела впечатление на многих хазар, но, несмотря на это, Хазария не перешла в христианство. Если источник «Житие Константина» достоверен, его можно расценивать как доказательство того, что хазар принуждали обратиться в иудаизм и что обращение в иудаизм не могло состояться раньше 861 г...

Зороастрийский источник

     В зороастрийском тексте «Денкарт», датированном IX в., есть беглое упоминание об обращении хазар в иудаизм... Приведенное обобщение представляется несамостоятельным, и, без сомнения, основано не на личных наблюдениях. Однако же до нас дошло слишком мало данных, и получить более подробную информацию об этом источнике не представлялось возможным. В любом случае, мы никак не можем рассматривать этот источник в качестве убедительного доказательства обращения хазар в иудаизм.

Заключение

     Бесспорно, что в раннем Средневековье бытовало множество историй об иудаизме хазар. Истории эти были популярны, широко распространены, и в них верили. Тем не менее, факт многократных пересказов истории не является доказательством ее достоверности. Шингирай в своей блестящей диссертации отметила, что, возможно, хазары использовались в качестве риторического аргумента, не более того.
     Достаточно ли всего вышеизложенного, чтобы доказать, что хазары или их правители не обращались в иудаизм? Вопрос заключается не
в этом. Совершенно ясно, что изначально хазары не были иудеями.
     Однако тот, кто заявляет, что они обратились в иудаизм, должен предоставить доказательства. Если доказательств нет, напрашивается вывод, что хазары оставались в той же вере, в которой и были изначально. Иными словами, вопрос нужно формулировать так: «Есть ли какие-либо доказательства или свидетельства того, что хазары обратились в иудаизм?». Как мы убедились, ни один из источников, в которых упоминается обращение хазар в иудаизм, не является настолько убедительным, чтобы перевесить очевидные аргументы...
     Тот факт, что хазары в действительности не принимали иудаизм, объясняет не только отсутствие текстуальных и материальных свидетельств, но и несколько спорных фактов. Прежде всего, хотя обращение хазар в иудаизм описано во многих источниках, среди них едва ли найдется хотя бы два, в которых бы совпали детали или дата обращения. Понять это трудно. Почему оказались возможны такие расхождения? Почему при пересказе этого события менялись даты и обстоятельства? Некоторые исследователи предпринимали попытки установить дату обращения хазар в иудаизм, но они не разрешали проблему многочисленных датировок, а просто выбирали ту или иную дату...
     Предположение, что хазары не были обращены в иудаизм, безусловно, гораздо разумнее, чем позиция, согласно которой выбор хазарами иудаизма был умным стратегическим ходом, позволившим хазарам принять авторитетную монотеистическую (или, выражаясь современным языком, авраамическую) религию, не становясь на сторону ни христианства, ни ислама. Эта позиция исходит из того, что христиане относились к иудаизму благосклоннее, чем к исламу, а мусульмане — благосклоннее, чем к христианству. Однако более вероятно, что все было наоборот, и обращение в иудаизм было бы ошибочным стратегическим шагом. Почему христиане должны были предпочитать исламу религию тех, кто распял Христа? И почему мусульмане могли бы предпочесть религию потомков евреев, которые первыми отвергли Мухаммеда и поддержали тангриизм? И то, и другое совершенно неясно, и в источниках нет никаких свидетельств, подкрепляющих данную точку зрения. Вот что пишет по этому поводу Шингирай: «В период расцвета тюрко-хазарской империи, вплоть до девятого века, в ней владычествовал тангриизм, который был имперской религией... никакого обращения [в иудаизм] не требовалось»...
     Итак, подведем итоги: состоялось ли обращение в иудаизм хазарского народа (или значительной его части во главе с каганом), или все-таки нет? Кажется, что самым простым и убедительным ответом будет такой: вся история об иудаизме хазар — не более чем легенда, не имеющая под собой никакой реальной основы. Иными словами, ни хазарский царь, ни элита Хазарии никогда не принимали иудаизма. Мы не можем определить, как зародилась эта история, но фактом остаётся то, что она начала передаваться, причем разные авторы, руководствуясь различными соображениями, добавляли все новые детали и предлагали свои объяснения. 
     Широкое распространение история получила не потому, что основывалась на надежных источниках, но потому, что привлекала внимание. Таким образом, этот рассказ нужно исследовать и анализировать именно как рассказ, и не более того. А это означает, что множество страниц еврейской, российской и, разумеется, хазарской истории должны быть переписаны. Если обращения хазар в иудаизм не было, то потребуется полностью пересмотреть вопросы, касающиеся иудейского влияния, межэтнических контактов и многого другого. От этой задачи нам не уйти.
     История хазар сама по себе — важнейшая тема, заслуживающая серьезного и тщательного исследования, свободного от ненужных поисков каких-либо намеков на обращение в иудаизм, которого вовсе не было. Столь же серьезного исследования заслуживает и еврейская история.
Рассудочные исторические труды не всегда интересны для чтения. А вот рассказ о хазарском кагане, ставшем убежденным иудеем, действительно великолепен — воздадим ему (и рассказу, и кагану) должное...

ссылка на Википедию

ссылка на источник

Комментариев нет:

Отправить комментарий