суббота, 8 августа 2020 г.

Асланова Л.А. 

Истоки культовой символики в традиционном орнаментальном искусстве адыгов

(цитаты)

     Впоследствии искусство стало выполнять свою основную функцию: упорядочивать систему представлений об окружающем мире, регулировать и направлять социальные и психические процессы, служить средством борьбы с хаосом в самом чело-веке и человеческом обществе. И эта функция прежде всего реализовывалась в культово-обрядовой практике этноса...
     В археологических материалах майкопской культуры отмечены следы влияния культуры Передней Азии. Очажные роговидные подставки из майкопских поселений, связанные с культом быка, были распространены на обширной территории от Средиземноморья до Северо-Восточного Кавказа. Появился гончарный круг, керамика с «жемчужным» и «плетенным» орнаментами, найдена глиняная модель повозочки с «жемчужным» орнаментом...
     Протоадыги были солнцепоклонниками. В их орнаменте доминируют такие «солярные» символы, как круг, крест, крест в круге, концентрические окружности, свастика, роговидный завиток. Напрямую с ними связаны стилизованные изображения луны, звезд, а также символов плодородия – голов и рогов животных (барана, козла, оленя, быка). «Сакрализация небесных тел и придание им священной силы со временем стали неотъемлемой частью мировоззренческого компонента... С культом солнца, луны и звезд было связано деление года на определенные периоды, появление своеобразного, священного календаря»...
     То, что зеркала несли на себе не только утилитарные функции, но и магические, подтверждают описания хаттско-хеттских магических обрядов...
     Прядение, а затем ткачество являются священными ритуалами, и потому они отражены в древнейшем типе адыгского орнамента – геометрическом, характерном как для хатто-хеттов, так и для древних греков, римлян, германцев, славян, а также и для абхазо-адыгской группы народов, связанных историческими кор-нями с хаттско-хеттской культурой. Ткачество по своей технологии – это создание сети из переплетающихся нитей, волокон, стеблей. Как говорится в нартском эпосе, появление мироздания связывалось с превращением хаоса в порядок, с отделением тверди от неба с помощью сети, применение которой в адыгской традиции занимает значительное место. Это рыболовная снасть, циновки, плетение из лозы и лещины, сетчатые накосники у женщин, бахрома платков, сеточки на шапочках, тканая тесьма для отделки одежды, свадебные флаги «дэ бэракъ» из ореха-фундука, нанизанного на нить и собранного в виде сетки. Даже обряд снятия покрывала с невесты называется «хъы тех» (снятие сети).
     В геометрическом орнаменте циновок выделяется ряд древних и обязательных элементов – ромб, крест, зигзаг, треугольник и др. Они располагаются на фоне в виде мелкой сетки, неразрывно связаны с древними культами и представляют символы солнца и плодородия. Примечательно, что циновки являлись обязательным атрибутом священных ритуалов: похорон, молитв, жертвоприношений и только во вторую очередь несли декоративные и утилитарные функции. Ритуальные циновки хранились отдельно и повседневно не использовались. Глубочайшая вера в зависимость судьбы от тщательности и точности исполнения отточили этот вид прикладного искусства, впрочем, как и ткачество, до высочайшего художественного уровня.
      Другой элемент орнамента – круг – дало прядение, которое происходит при вращении веретена, состоящего из колесика, нанизанного на ось. Во многих традициях мира круг, колесо считались символом вечного круговорота в природе. Мотив круга, колеса существует и в эпосе «Нарты». В адыгской традиции круговорот можно обозначить словом Джэныкъуэшэрыхъ...
     В нартском эпосе есть мифическое существо – Жыг Гуащэ (Дерево-богиня), которое «...дерево не дерево, человек не человек, и что такое – трудно понять. Корни находятся глубоко в земле, волосы, как тучи, до неба достают, руки человеческие, лицо краше всех красивых, из золота и серебра». Известно, что уже в глубокой древности у земледельческих народов космогонический образ мирового древа заменялся представлением о Вселенной в женском облике, воспринимался как вертикальная структура мироздания и объединял вокруг себя все остальные темы...
     Орнаментальное искусство адыгов в основном своем принципе повторяемости в круговых и полосных композициях отражает цикличность мировосприятия в древнеземледельческой культуре. Это связано с пониманием космических, аграрных и зооморфных циклов. Это же подтверждает не меняющаяся на протяжении веков круговая структура адыгского игрища – джэгу...
     Не менее прозрачна и пространственная составляю-щая адыгского миропонимания. Е.В. Антонова, сопоставляя данные палеолитического и древнеземледельческого изобразительного искусства, отмечает, что «людям присущи два способа восприятия пространства: динамическое, рождающееся в процессе обхода некоторой территории, и статическое, когда человек, оставаясь не-подвижным, воссоздает вокруг себя как бы концентрические круги, простирающиеся до границ известного ему мира». Два способа понимания пространства существовали у людей всегда, но баланс представлений о пространстве, как о «линейном» или о «центрическом» был и остается различным...
     Представление о пространстве определялось и по форме жилищ. Известно, что на стадии, предшествовавшей полному утверждению оседлости, строились круглые в плане жилища. Переход к прямоугольным жилищам – одно из свидетельств растущей независимости человека от природы, создания им новых, только культуре присущих форм. В представлениях обитателей многих народов немаловажную роль играли четыре стороны света, и они являлись основными ориентирами понимания и объяснения мира. Образ этого – квадрат или крест с выделенным центром. Мир имеет четыре направления, человек находится в центре. Защитив себя с четырех сторон, он оказывается в безопасности...
     В обряде жертвоприношения наблюдается использование кругового движения. Вместе с мясом по кругу передают и большой кубок бузы. Адыгский столик «Iэнэ» тоже круглый и о трех ногах. Описывая обряд жертвоприношения Дж. Белл отмечает, что «…первосвященник с буркой на плечах и посохом в руке стоял с непокрытой головой перед крестом и многочисленными столиками с мясом...»
     Жертвоприношение крупных и мелких рогатых животных стало основой формирования такого элемента орнамента, как роговидный завиток и его многочисленных интерпретаций. Сакрализация рогатого животного, его шкуры и олицетворение ими самого «Бога Солнца и его благости»...
На рисунке, по Ж.Б. Тавернье, изображено черкесское военизированное поселение ХV в., в котором дома расположены по кругу, смыкаясь, как крепостная стена, в центре, на площади стоит шест, с натянутой на ней шкурой рогатого животного. Здесь ясно видна солнечная символика: круг, выделение его центра шестом-древом, шкура рогатого животного...
В адыгской традиции идет совмещение космогонических и зооморфных символов через совмещение мироустроительных элементов, т.е. культ солнца ассоциируется с культом рогатого животного, поскольку и то и другое означает плодородие...
     Неотъемлемым атрибутом поклонения в большинстве обрядов жертвоприношений был крест. О его адыгском варианте писали многие исследователи и все они отмечают, что он похож на букву Т или на латинский крест, и что их религиозные церемонии всегда проходят в священной роще, специально предназначенной для этой цели.
      Справедливы выводы Л.И. Лаврова и А.Т. Шортанова о том, что адыгские кресты не имеют ничего общего с христианством, что слово «джор» обозначало не христианский крест, а дохристианский трехконечный фетиш. Изображение креста на разнообразных предметах, обнаруженных при археологических раскопках, характерно для многих древних народов Азии, Африки, Египта, Древнего Востока и Европы. При этом его символическое значение у разных народов различное. Для нашего исследования важно мнение А.Т. Шортанова о причинах его фетишизации у адыгов: «Крест воспринимался горцами обычно как знак, указывающий на четыре стороны света, как знак солярного (солнечного) культа. Адыги делили Вселенную на четыре элемента: небо, земля, вода, подземелье...
Трехлепестковое строение «джора» имеет свое значение: символизирует единство, гармонию и совершенство; землю, небо и загробный мир; прошлое, настоящее и будущее; является талисманом удачи и надежным оберегом, защищающий человека от происков злых духов и козней нечистой силы...
     Что касается адыгского орнамента, то мотив трилистника, а также четырехчастные композиции, основанные на кресте, занимают в нем значительное место, и связь их с древним адыгским «джором» очевидна. В сущности и дерево, и крест в разные эпохи отражали одни и те же представления о неиссякаемых источниках жизненных сил природы, являясь по существу символом мироздания. Подчеркнем, что крестом обозначалось и Мировое древо, или Золотое Древо Нартов, упоминае-мое в адыгском фольклоре. Описанные выше элементы орнамента, соотнесенные с культом Солнца, сконцентрированы в золото-швейном орнаменте прежде всего на адыгской женской одежде, являясь как бы сугубо женскими оберегами. 
     Но обереговая функция этих вещей позволила использовать их (в малых количествах) и в мужских вещах: на башлыках, бурках, на рукоятках плетей, на луках седла, колчанах и др. В заключение отметим, что рассмотрение отдельных элементов адыгского орнамента показывает неразрывную связь геометрического и зооморфного орнамента с солнечным культом. Мотив древа жизни выступает как ось симметрии, объединяющая вокруг себя орнаментальные элементы, означающие небесные светила, землю и ее обитателей.

ссылка на источник

Комментариев нет:

Отправить комментарий