Бородовский А. П.
Центрально-азиатские прототипы роговых декорированных реликвариев
хазар
(цитаты)
Среди хазарских древностей Восточной Европы особое место
занимают роговые декорированные реликварии. Эти предметы изготовлены из особой
косторезной заготовки – разветвления рогов оленей. Реликварии орнаментированы
многофигурными композициями, возможно, иллюстрирующими различные сюжеты
хазарской мифологии…
Отсутствие аналогий со средневековыми роговыми хазарскими
реликвариями в Восточной Европе и азиатское происхождение хазар позволяют
искать прототипы таких изделий в Центральной Азии. На этой территории близкие
по материалу, заготовке, конструкции и декору изделия известны с
гунно-сарматского времени в Бурятии – Иволгинское городище, Дырестуйский
могильник, могильник Барагай, и Монголии – Тариатский могильник…
В целом, все описанные выше предметы из Центральной Азии,
как и хазарские реликварии изготовлены из особой косторезной заготовки –
разветвления верхней части ветвистых рогов оленя. Следует отметить, что в
традиционной ритуальной практике Южной Сибири естественные разветвления
органических материалов (дерева, рога) наделялись магическими возможностями. Из
этих заготовок изготавливались родовые обереги и рукояти шаманских бубнов. Для
хазарских реликвариев такая связь материала и формы заготовки, скорее всего,
также была очень существенной…
Следует подчеркнуть, что прототипы изделий из роговых
разветвлений, из которых позднее будут изготавливаться хазарские реликварии,
являются наиболее древними, относящимися к концу I тыс. до н. э. – началу I
тыс. н. э. В этот начальный период культурогенеза тюркоязычных кочевников их
судьбы были весьма тесно связаны с сюннами-хуннами. Особенно интенсивно эти
контакты и взаимодействие осуществлялись на территории Восточного Туркестана,
где в памятниках кенкольского типа (Орлатский могильник), связанных с вторжением
хуннов, появляются роговые изделия с многофигурными гравировками явно
центрально-азиатского происхождения.
Длительность процесса хуннского проникновения на запад,
очевидно, создавала все условия для активной интеграции или заимствования в
формирующуюся тюркскую культурную среду определенных категорий косторезных
предметов, среди которых особое место занимали изделия из роговых разветвлений.
Это вполне могло способствовать сохранению архаизмов в косторезных изделиях,
наиболее явно выраженных в ритуальной сфере…
Сходство материала (рог оленя), косторезной заготовки
(роговое разветвление), конструкции (пустотелость после удаления внутреннего
губчатого вещества рога) и декора (многофигурные изобразительные композиции)
позволяет рассматривать хуннские роговые предметы из Центральной Азии
(Иволгинское городище, Дырестуйский могильник, могильник Барагай, Тариатский
могильник) в качестве прототипов для декорированных хазарских реликвариев Восточной
Европы, изготовлявшихся уже в Средние века. Идентичность сырья и однотипность
заготовок являются не только важными технологическими признаками, но и одними
из существенных критериев выявления определенной культурной традиции. Для
предметов косторезного производства это неоднократно прослеживалось в изделиях,
бытовавших еще в конце I тыс. до н. э. и
встречающихся вплоть до конца I тыс. н. э. В целом, хазарские роговые реликварии
можно рассматривать как признак традиций гунно-тюркской культурной трансформации
в рамках вещевого комплекса.
Комментариев нет:
Отправить комментарий