Измайлов И.Л.
Традиционная одежда и археологический костюм: соотношение
этнических и сословно-статусных элементов
(цитаты)
Для археологов, изучающих и реконструирующих древние одежды
важен несколько другой аспект, который можно назвать феноменом «народного
костюма»…
Главный критерий – мода и престижность, некая неуловимая
деталь, которая делала те или иные узоры или орнаменты популярными, способствуя
их распространению…
Вместе с тем, этнография имеет интересный опыт, когда этот
самый «народный костюм» оказывается совсем не традиционным, и даже не
заимствованным, а вновь изобретенной традицией…
Получается, что в реальном историческом обществе роль
хозяина и главы рода играл мужчина, а в реконструируемом на основе выборочных
археологически материалов некоем этносе, все оказывается перевернуто с ног на
голову и «этноопределяющие маркеры» носит исключительно женский костюм. Однако,
каким образом женщина, приходя в чужую ей общину, становится его
«этноопределителем», остается без ответа. В любом случае получается, что она
изготавливает свой костюм по неким стандартам, но и привносит в него нечто
свое, что ей было родным в своей семье. Следовательно, никакой определенной
группы, объединенной общим костюмом, не существовало. Детали и элементы
этнографической одежды показывают чрезвычайную подвижность и изменения от
поколения к поколению. Никакого этнографического костюма, существовавшего с
глубокой древности до современности, у народов Земли не существовало. В каждый
определенный момент времени он, вне всякого сомнения, существовал и каким-то
образом отличал одну общину от другой, но уже следующее поколение могло
воспринять какие-то новые детали от соседей, причем как вместе с женщинами, так
и по причинам эстетическим, утилитарным или каким-либо еще…
У этнографов нет сомнений, что различия в количестве и
качестве погребально-поминальных обрядов и ритуалов в доклассовых и
раннеклассовых обществах, определяются в первую очередь не имущественными
различиями, а статусом. Неравенство в инвентаре – это прежде всего показатель
неравенства социального «веса» того или иного члена коллектива и/или его
фамилии в обществе. Эти качественные различия накладываются на половые и
возрастные страты, а также на индивидуальные занятия и успехи каждой отдельной
личности…
Поскольку сами воинские пояса в степной Евразии являются
неотъемлемым атрибутом воинского костюма, показателем социального ранга и
статуса, то странно видеть подобные атрибуты престижного статуса в женских
погребениях. Но и просто считать их присутствие частью обычного женского
костюма нет оснований. Полагаю, что в данном случае мы имеем дело со сложным
социальным явлением. Открытие прямых торговых контактов со странами
цивилизационной ойкумены, через посредство степных народов привело к появлению
новых элит в традиционных финно-угорских обществах, что привело, которые
практиковали, в некоторой форме, некую социальную адаптацию, имитировали если
не образ жизни варварских обществ, то хотя бы их социально престижный костюм.
Женщины оказались вовлечены в эти процессы. Повышение социального статуса
коснулся не только погребений мужчин-воинов, но их женщин, которые тем самых
получали статус знатных дам, благодаря своим мужчинам. При этом в мужском
воинском мире, женщина могла показать свой высокий статус – только восприняв
некоторые мужские атрибуты…
Не исключено, что это был показательный погребальный дар,
который демонстрирует важный социальный статус семьи и стремление наделить им
женщину, отравляющуюся в загробный мир. Поскольку женские вещи не могли иметь
серьезного социального статуса, учитывая не очень высокое положение женщин в
реальном мире, где правили мужчины, то эту функцию должны были играть социально
престижные мужские предметы…
В средневековье, когда крой одежды в Европе и Азии был
намеренно простым, но за счет различных видов тканей, цвета и украшений
достигалась выразительность и индивидуальность. Прежде всего, костюм народов
Евразии отражал сословно-социальный статус человека. Именно этому были
подчинены все комбинации тканей, отделки и фурнитуры…
Комментариев нет:
Отправить комментарий