Хазарский
альманах
Том 12
В.С. Аксёнов
Новые материалы по вопросу освоения
населением Хазарии
бассейна Северного Донца
Создателями и носителями
салтово-маяцкой культуры, как показывают работы археологов, были различные
народы, входившие во второй половине VIII – первой половине X вв. в состав
Хазарского каганата. Однако, несмотря на десятилетия полевых и кабинетных исследований,
далеко не все вопросы современного салтововедения разрешены убедительно и однозначно.
Так, например, недостаточно разработана проблема освоения лесостепного Подонцовья
народами, входившими в состав Хазарского каганата.
В геополитическом отношении бассейн
верхнего течения Северского Донца представлял собой отдельный самостоятельный регион
- Северо-Западную Хазарию.
К середине ХХ века, в результате
накопления данных о распространении тех или иных памятников, была сформулирована
гипотеза о наличии в салтово-маяцкой культуре нескольких локальных вариантов. В
числе первых были выделены лесостепной и степной варианты.
Необходимость именно такого деления
была вызвана различным этническим составом населения выделенных вариантов, что проявлялось
в наличии различных погребальных обрядов. Упрощенная схема деления культуры на
варианты подразумевала, что лесостепь была населена аланами, носителями
катакомбной погребальной обрядности, а степь – праболгарами, с которыми исследователи
долгое время связывали погребения по обряду трупоположения в простых грунтовых
ямах, иначе называемые «зливкинским» типом погребений.
В середине ХХ в. в стройную схему
деления («лесостепной аланский» – «степной болгарский» варианты СМК)
потребовалось вносить некоторые изменения, так как в лесостепной зоне в непосредственной
близости от аланских катакомбных некрополей региона были выявлены могильники с
ямным обрядом погребения.
Специфические черты ямного
ингумационного погребального обряда, представленные на могильниках региона,
указывают на неоднородность его носителей.
Генезис второй группы некрополей
исследователи склонны связывать со степным населением Среднего Подонцовья, т.е.
с праболгарами. В то же время, особенности погребального обряда памятников
первой группы (а именно, присутствие в ногах погребенных людей целых туш коней
или их частей) позволяют сделать вывод о поволжских (тюрко-угорских) корнях
данного населения.
Еще одним народом, входившим в состав
Хазарского каганата и представленным в Верхнем Подонцовье, являлись носители кремационного
погребального обряда. Погребения по обряду трупосожжения представлены как
отдельными погребениями и поминальными комплексами, так и могильниками.
Наиболее полно изученным и опубликованным памятником является могильник у с. Сухая
Гомольша, содержавший 312 кремационных захоронений и 17 поминальных комплексов.
Первые поселения и могильники
аланского населения, переселенного с Кавказа в восточноевропейскую лесостепь,
по мнению С.А. Плетневой и ряда других исследователей, возникают в бассейне
Северского Донца в 50-х–60-х гг. VIII в.
Одновременно с аланами, в середине
VIII века, в бассейн Северского Донца попадает население, кремировавшее своих покойников.
По наблюдениям А.В. Комара, уже в 80-х
годах VIII века на землях подвластных каганату появляются погребения с поясными
наборами переходного салтовского горизонта I/II, а в 90-х годах VIII века – первые
погребения «классического» салтовского хронологического горизонта, для поясных
наборов которого характерен полный отход от византийской традиции и освоение
салтовскими мастерами растительного лотосовидного орнамента. Исходя из этого
погребение № 525 Нетайловского могильника, содержавшее византийскую пряжку типа
«Коринф» варианта 2, следует датировать не позднее 780 г. н.э.
Комментариев нет:
Отправить комментарий