четверг, 10 декабря 2020 г.

 




Кочкаров У.Ю.


Кинжалы Северо-Западного Предкавказья VIII-X вв.

 

Одним из малоизученных предметов вооружения средневековых северо-кавказских воинов являются кинжалы — обоюдоострое короткоклинковое прямое или изогнутое оружие ближнего боя. По этнографическим данным, кинжалы у народов Северного Кавказа были не только боевым оружием, но несли эстетическую и информационную нагрузку, определяя статус владельца (принадлежность к князьям и дворянам, состоятельность и т.д.).

В связи с малочисленностью находок кинжалов в средневековых памятниках о них писали мало. В работе А.Н. Кирпичникова лишь упоминается их существование на территории Древней Руси. Кинжалы, по его мнению, в составе снаряжения «русского рыцаря» распространяются в XIII в.

С территории Северо-Западного Предкавказья мною учтено всего 10 находок, датирующихся VIII — первой половиной XIII в. Но в этой статье я не буду рассматривать кинжалы, датирующиеся позднее X в.

Кинжалов, датирующихся VIII-X вв., с территории Краснодарского края мне известно восемь, и все они происходят из погребений по обряду кремации, в комплексах с саблями, боевыми топорами, наконечниками копий, наконечниками стрел, в одном случае (Молдовановка) в погребении лежал кистень.

По форме рассматриваемые кинжалы разделены на два типа: с обоюдоострым окончанием лезвия и с односторонней заточкой лезвия.

Тип I, обоюдоострые. К этому типу отнесены пять экземпляров. У них спинка клинка слегка выпуклая, линия лезвия вогнута на протяжении от 4 до 9.5 см, конец лезвия обоюдоострый. Стержень рукояти имеет заметный наклон в сторону лезвия. Длина кинжалов не превышает 20 см, колеблясь от 15.5 до 19.3 см, ширина клинка — от 1.7 до 2 см.

Тип II, с односторонней заточкой лезвия. К нему отнесены три экземпляра. Они также имеют слабовыраженный изгиб спинки клинка (изгиб меньше, чем у предыдущего типа), который придается ему за счёт наклона рукояти и немного опущенного конца клинка. Линия лезвия почти прямая, клинок на всем протяжении однолезвийный. На кинжале из Казазово II клинок с одной стороны имеет два узких параллельных дола. Общая длина — 17, длина лезвия — 12.5, ширина клинка — 1.8 см. Общая длина кинжала из Ново-Вочепшийского могильника — 22, длина лезвия — 17.5, ширина клинка — 0.2 см.

Кинжалы носились в деревянных ножнах, обтянутых кожей. В погребении 2 могильника Молдовановка ниже перекрестия кинжала лежала железная скоба для крепления ножен к портупее. Изображения подобных скоб мы видим на древнетюркских каменных изваяниях. В двух случаях на рукояти кинжалов были надеты навершия-колпачки уплощенно-цилиндрической формы, а в одном — ножны были снабжены железным наконечником уплощенно-цилиндрической формы с гвоздиком посередине для крепления. Рукоять кинжала обычно с двух сторон обхватывалась двумя деревянными дощечками, которые крепились одним или двумя гвоздиками-заклёпками и поверх обтягивались кожей, а затем на неё надевался колпачок-навершие, крепившийся также гвоздиком.

У семи из учтенных кинжалов под рукоять было надето перекрестие. Все перекрестия прямые, напускные, железные. По форме их можно разделить на два типа. Тип I — прямые брусковидные. Тип II — прямые брусковидные с ромбическим утолщением в центре и на концах.

Со стороны лезвия перекрестия крепились с помощью обоймочек. В отличие от сабельных, эти обоймы не имеют тяжа — язычка, который выходил на острый конец лезвия. Вероятно, он был не нужен на кинжалах: менее массивные, они не могли так «портить» ножны, как это делали тяжёлые клинки сабель.

Исходя из приведённых аналогий, мы можем, по всей видимости, датировать рассматриваемые кинжалы на территории Северо-Западного Кавказа VIII-IX вв. Правомерно, по-моему, будет предположение о том, что народ, оставивший эти памятники, пришел на Северный Кавказ и в Подонье в VIII-IX вв. откуда-то с востока. Откуда конкретно — с уверенностью сказать пока нельзя.

Ножи на рассматриваемой территории, по всей видимости, отличаются от кинжалов отсутствием перекрестий и отверстий для крепления деревянных частей рукояти, которые при постоянных нагрузках без должной фиксации не могли надежно и долго служить владельцу.

В VIII-IX вв. на территории Северо-Западного Предкавказья появляются могильники с новым для этого региона погребальным обрядом — кремацией на стороне (Дюрсо, Молдовановка, Казазово, Псекупс I и др.). Погребения совершались в небольших ямках, в редких случаях — в сосудах-корчагах. Ближайшие аналогии инвентарю этих могильников известны в кремационных погребениях того же времени в Подонье, где такие памятники открываются до сих пор. С большей или меньшей степенью вероятности можно предположить, что и на изучаемой территории открытие новых подобных объектов ждет своего исследователя. Как для Прикубанья, так и для Подонья могильники с погребениями по обряду кремации — новые, не типичные для этих регионов. Характеристику им дали А.В. Пьянков и В.А. Тарабанов, разделившие их на две условные группы. В научной литературе уже предлагалось решение проблем, связанных с происхождением и этнической атрибуцией рассматриваемых могильников. Заметим лишь, что взгляды исследователей существенно расходятся. Все гипотезы, высказанные по поводу этнической принадлежности этих памятников, собраны и проанализированы А.В. Пьянковым и В.А. Тарабановым.

Как бы то ни было, оставившее эти памятники население является одним из этносов — носителей материальной культуры Хазарского государства. Известно, что пограничные отряды любого государства всегда были хорошо вооружены для эффективной охраны границы от внешнего врага. Возможно, они также контролировали местное население. В пользу того, что носители кремационного погребального обряда были хорошо вооружены, говорит большое количество предметов вооружения в их захоронениях.

Каждое государство в меру своих возможностей старается снабжать свои военные силы передовыми видами вооружения. В том, что в Хазарском государстве было развито кузнечное дело, сомневаться не приходится. Однако в материалах могильников, содержащих погребениях по обряду кремации, встречаются типы оружия, которые в других памятниках салтово-маяцкой культуры не известны. Можно предположить, что некоторые из них (кинжалы, несколько разновидностей наконечников стрел, копий) ковали кузнецы этого «пришлого» воинственного этноса, чтобы обеспечить более эффективную борьбу с внешними и внутренними врагами.


Ссылка на источник


Комментариев нет:

Отправить комментарий