Кочкаров У.Ю.
Кинжалы Северо-Западного Предкавказья
VIII-X вв.
Одним из малоизученных предметов
вооружения средневековых северо-кавказских воинов являются кинжалы —
обоюдоострое короткоклинковое прямое или изогнутое оружие ближнего боя. По
этнографическим данным, кинжалы у народов Северного Кавказа были не только
боевым оружием, но несли эстетическую и информационную нагрузку, определяя
статус владельца (принадлежность к князьям и дворянам, состоятельность и т.д.).
В связи с малочисленностью находок
кинжалов в средневековых памятниках о них писали мало. В работе А.Н.
Кирпичникова лишь упоминается их существование на территории Древней Руси.
Кинжалы, по его мнению, в составе снаряжения «русского рыцаря» распространяются
в XIII в.
С территории Северо-Западного
Предкавказья мною учтено всего 10 находок, датирующихся VIII — первой половиной
XIII в. Но в этой статье я не буду рассматривать кинжалы, датирующиеся
позднее X в.
Кинжалов, датирующихся VIII-X вв., с
территории Краснодарского края мне известно восемь, и все они происходят из
погребений по обряду кремации, в комплексах с саблями, боевыми
топорами, наконечниками копий, наконечниками стрел, в одном случае (Молдовановка)
в погребении лежал кистень.
По форме рассматриваемые кинжалы разделены на два типа: с обоюдоострым окончанием лезвия и с односторонней заточкой лезвия.
Тип I, обоюдоострые. К этому типу отнесены пять экземпляров. У них спинка клинка слегка выпуклая, линия лезвия вогнута на протяжении от 4 до 9.5 см, конец лезвия обоюдоострый. Стержень рукояти имеет заметный наклон в сторону лезвия. Длина кинжалов не превышает 20 см, колеблясь от 15.5 до 19.3 см, ширина клинка — от 1.7 до 2 см.
Тип II, с односторонней заточкой
лезвия. К нему отнесены три экземпляра. Они также имеют
слабовыраженный изгиб спинки клинка (изгиб меньше, чем у предыдущего типа),
который придается ему за счёт наклона рукояти и немного опущенного конца
клинка. Линия лезвия почти прямая, клинок на всем протяжении однолезвийный. На
кинжале из Казазово II клинок с одной стороны имеет два узких
параллельных дола. Общая длина — 17, длина лезвия — 12.5, ширина клинка — 1.8
см. Общая длина кинжала из Ново-Вочепшийского могильника — 22, длина лезвия —
17.5, ширина клинка — 0.2 см.
Кинжалы носились в деревянных ножнах,
обтянутых кожей. В погребении 2 могильника Молдовановка ниже перекрестия
кинжала лежала железная скоба для крепления ножен к портупее.
Изображения подобных скоб мы видим на древнетюркских каменных изваяниях. В двух случаях на рукояти кинжалов
были надеты навершия-колпачки уплощенно-цилиндрической формы, а в одном — ножны были снабжены железным наконечником уплощенно-цилиндрической
формы с гвоздиком посередине для крепления. Рукоять кинжала обычно с двух
сторон обхватывалась двумя деревянными дощечками, которые крепились одним или двумя гвоздиками-заклёпками и
поверх обтягивались кожей, а затем на неё надевался колпачок-навершие,
крепившийся также гвоздиком.
У семи из учтенных кинжалов под
рукоять было надето перекрестие. Все перекрестия прямые, напускные, железные.
По форме их можно разделить на два типа. Тип I — прямые брусковидные. Тип II — прямые брусковидные с ромбическим утолщением в центре и на концах.
Со стороны лезвия перекрестия
крепились с помощью обоймочек. В отличие от сабельных, эти
обоймы не имеют тяжа — язычка, который выходил на острый конец лезвия.
Вероятно, он был не нужен на кинжалах: менее массивные, они не могли так
«портить» ножны, как это делали тяжёлые клинки сабель.
Исходя из приведённых аналогий, мы
можем, по всей видимости, датировать рассматриваемые кинжалы на территории
Северо-Западного Кавказа VIII-IX вв. Правомерно, по-моему, будет предположение
о том, что народ, оставивший эти памятники, пришел на Северный Кавказ и в
Подонье в VIII-IX вв. откуда-то с востока. Откуда конкретно — с уверенностью
сказать пока нельзя.
Ножи на рассматриваемой территории, по
всей видимости, отличаются от кинжалов отсутствием перекрестий и отверстий для
крепления деревянных частей рукояти, которые при постоянных нагрузках без
должной фиксации не могли надежно и долго служить владельцу.
В VIII-IX вв. на территории
Северо-Западного Предкавказья появляются могильники с новым для этого региона
погребальным обрядом — кремацией на стороне (Дюрсо, Молдовановка, Казазово,
Псекупс I и др.). Погребения совершались в небольших ямках, в редких случаях —
в сосудах-корчагах. Ближайшие аналогии инвентарю этих могильников известны в
кремационных погребениях того же времени в Подонье, где такие памятники
открываются до сих пор. С большей или меньшей степенью вероятности можно
предположить, что и на изучаемой территории открытие новых подобных объектов
ждет своего исследователя. Как для Прикубанья, так и для Подонья могильники с
погребениями по обряду кремации — новые, не типичные для этих регионов.
Характеристику им дали А.В. Пьянков и В.А. Тарабанов, разделившие их на
две условные группы. В научной литературе уже предлагалось решение проблем,
связанных с происхождением и этнической атрибуцией рассматриваемых могильников.
Заметим лишь, что взгляды исследователей существенно расходятся. Все гипотезы, высказанные по поводу этнической принадлежности этих
памятников, собраны и проанализированы А.В. Пьянковым и В.А. Тарабановым.
Как бы то ни было, оставившее эти
памятники население является одним из этносов — носителей материальной культуры
Хазарского государства. Известно, что пограничные отряды любого государства
всегда были хорошо вооружены для эффективной охраны границы от внешнего врага.
Возможно, они также контролировали местное население. В пользу того, что
носители кремационного погребального обряда были хорошо вооружены, говорит
большое количество предметов вооружения в их захоронениях.
Каждое государство в меру своих
возможностей старается снабжать свои военные силы передовыми видами вооружения.
В том, что в Хазарском государстве было развито кузнечное дело, сомневаться не
приходится. Однако в материалах могильников, содержащих
погребениях по обряду кремации, встречаются типы оружия, которые в других
памятниках салтово-маяцкой культуры не известны. Можно предположить, что
некоторые из них (кинжалы, несколько разновидностей наконечников стрел, копий)
ковали кузнецы этого «пришлого» воинственного этноса, чтобы обеспечить более
эффективную борьбу с внешними и внутренними врагами.
Комментариев нет:
Отправить комментарий