вторник, 8 декабря 2020 г.

 

Хазарский альманах

Том 14

 

Москва, 2016


Аксёнов В. С.


Подвески-амулеты в виде коней из катакомбных захоронений верхне-салтовского могильника: типология и хронология


(цитаты)

 

Надо отметить, что в захоронениях Верхне-Салтовского могильника не наблюдается серьезного отличия между погребальным инвентарем молодых девушек и взрослых женщин и слабо фиксируется отличие в составе инвентаря между представителями социальной верхушки общества и рядовыми общинниками. Наблюдение за распределением амулетов и личных украшений по возрастным группам верхнесалтовских женщин показало, что разнообразные подвески-амулеты были обязательным атрибутом костюма женщин репродуктивного возраста, особенно молодых женщин-матерей. Не меньшим разнообразием амулетов и набором украшений отличался убор девушек-подростков, достигших брачного возраста.

Именно эти две группы женского населения общины требовали повышенной защиты от воздействия темных потусторонних сил, ибо от них зависело продолжение рода и, следовательно, само существование семьи, рода, общины в целом. Меньшее количество амулетов сопровождало убор маленьких детей, которые до определенного возраста (трех–четырех лет) находились под полным протекторатом своих матерей, и защитная сила амулетов-оберегов взрослой женщины распространялась соответственно и на них. Присутствие в уборе детей и подростков подвесок-амулетов, и их количество хотя и зависело от пола и возраста индивида, но в большей степени было обусловлено его состоянием здоровья (чем больнее был ребенок, чем больше амулетов разных видов присутствовало в его костюме).

Исследователи указывают на связь салтовских подвесок в виде коней (образа коня) как с солнечным, так и с дружинным культом. В катакомбах Верхнего Салтова подвески в виде коня найдены в инвентаре, сопровождающем женщин репродуктивного возраста и девочек-подростков. И только в одном случае подвеска в виде коня входила в набор вещей, найденных при костяке ребенка мужского пола. Все это указывает на связь данных амулетов в большей мере с солнечным божеством, считавшимся Богом всех Богов, чем с дружинным культом. Размещение амулетов в районе пояса погребенных женщин и девушек-подростков было направлено на защиту и приумножение их материнских/детородных функций. Как свидетельствуют археологические материалы, именно на поясе (в районе живота и таза) располагаются амулеты разных видов: колесовидные подвески, амулеты с соколиными головками, подвески в виде грифона и грифона в круге, коньковые шумящие подвески, «рогатые» пряжки, которые большинством исследователей считаются солярными амулетами, призванными защищать женщину-мать от влияния темных сил и способствовать деторождению Присутствие солярного амулета в погребении мальчика 3–5 лет следует, в первую очередь, объяснять заботой родителей о состоянии здоровья ребенка. На болезненность данного ребенка указывает многочисленный набор языческих подвесок-амулетов, найденных при нем. Среди них представлены: подвеска из клыка животного; бронзовый амулет в виде когтя животного; диск из створки морской раковины; подвеска в виде круглой пластины с отверстием посередине, украшенная точечным орнаментом; два бронзовых амулета в виде строенных полумесяцев. Данные амулеты достаточно широко были распространены у народов Кавказа еще в начале XX в.. Дополнялся этот набор языческих оберегов бронзовым нательным крестиком крымского типа. Хотя принадлежность данного ребенка к семье представителей воинской верхушки салтовского общества трудно отрицать, так как на пояснице ребенка находились остатки роскошного серебряного поясного набора, а лежавший рядом мужчина был погребен в сопровождении сабли и пояса, украшенного бляшками и наконечником из серебряных пластин.

Все это свидетельствует о том, что бронзовые подвески-амулеты в виде коней найдены в погребальных сооружениях, принадлежавших представителям имущественной и социальной верхушки верхнесалтовской общины. Это подтверждает состав, разнообразие и количество погребального инвентаря, обнаруженного в данных катакомбах, а также присутствие среди него предметов, маркирующих высокий социально-имущественный статус погребенных в них покойников. К таким предметам относятся сабли; золотые и серебряные серьги; арабские серебряные дирхемы, превращенные в нашивки, отливка с китайского зеркала, серебряные элементы поясной гарнитуры и серебряные украшения ремней обуви.

Таким образом, следует констатировать, что подвески-амулеты в виде коней встречаются зачастую в захоронениях представителей имущественной верхушки верхнесалтовской общины. На это указывает немногочисленность таких подвесок в захоронениях могильника по сравнению с другими типами металлических солярных амулетов.

Интересно, что в двух катакомбах из восьми, где были обнаружены подвески в виде коня, были представлены сабли. Это указывает на принадлежность данных погребальных комплексов не просто представителям верхушки верхнесалтовского общества, а ее воинской элите. По-видимому, у представителей воинской верхушки аланского населения Верхнего Салтова к началу IX в. складывается свое представление о главном солнечном

божестве (он же покровитель путников, воинов – Уастырджи), символом которого и стали подвески в виде коней, тогда как для остального населения символами солнца продолжали оставаться разнообразные колесовидные подвески-амулеты и производные от них.

Комментариев нет:

Отправить комментарий