Черевичник
Д.Л.
К вопросу о
функциях хазарского складного серпа
Альманах «История
оружия»
№ 8-9 за
2013 г.
(цитаты)
Одной из
самых интересных археологических находок, обнаруженных на территории, где в
VII-X вв. располагался Хазарский каганат, являются крайне любопытные серпы.
Среди характерных особенностей, отличающих их от других образцов, в первую
очередь следует отметить необычную конструкцию. Эти серпы – складные. Клинки,
закреплённые с помощью металлических штырей, складываются и убираются в рукоятку,
как у ножа или опасной бритвы. Ещё один специфический признак, отличающий эти
образцы от их нескладных собратьев, это компактность. Длина клинков складных
серпов колеблется от 10 до 19 см, притом, что клинки обычных серпов часто
достигают 30 и более см в длину.
Режущая
кромка складных серпов, так же, как и у экземпляров с фиксированным клинком,
как правило, зазубрена. Практически все эти серпы снабжены металлическим
колечком, типичным для многих образцов складных бритв и ножей позднего Средневековья
и раннего Нового времени. Вероятно, эти колечки использовались для подвешивания
серпа на пояс или седло, или же, через них продевался темляк, облегчавший
удерживание и фиксацию в раскрытом виде, а также служивший для более быстрого и
комфортного извлечения. Подобная конструкция сохранилась на некоторых типах
крестьянских ножей до наших дней (рис. 3). Рукоятки складных серпов
изготавливались из дерева или рога, и часто украшались различным орнаментом.
В качестве
основных ареалов распространения складных серпов обычно указывают Подонье,
Верхнее и Среднее Поволжье, и Северо-Западный Кавказ. Однако подобные находки
также были зарегистрированы в Польше, Чехословакии, на территории
Калининградской области, и даже в Англии. Большая часть находок относится к так
называемой Салтовской, или Салтово-маяцкой, культуре, распространённой на юге
России и юго-востоке Украины (рис. 4). Расцвет этой культуры датируется VIII-X
вв. н. э, когда в этом регионе безраздельно властвовал Хазарский каганат.
Иногда Салтовскую культуру даже называют «государственной» культурой каганата В
связи с этим, автор полагает, что многочисленность находок на этой территории
свидетельствует о том, что эти складные серпы являлись типичными образцами
доминирующей в Хазарском каганате оружейной культуры. Владимир Кузьмич Михеев в
работе «Подонье в составе Хазарского каганата» описывает основные образцы
найденных складных серпов, а также их характерные признаки. Все «салтовские»
серпы Михеев делит на три основных группы, и складные образцы он относит к
последней, третьей. Так как типичным для Салтовской культуры погребальным
обрядом являлось трупосожжение (кремация), сохранившиеся рукоятки на складных
серпах практически не встречается. Однако, уместно будет заметить, что если в
салтово-маяцких погребениях находят лишь клинки, то в Польше, а также Чехии и
Словакии, ситуация кардинально другая. Почти на всех дошедших до нас
экземплярах восточно-европейских складных серпов можно увидеть рукоятки
различной степени сохранности, как правило, изготовленные из рога. Также в этих
регионах нередки находки рукояток без клинков, или же фрагментов рукояток
складных серпов. Полагаем, в первую очередь это обусловлено разницей в
погребальных обрядах, традиционных для этих культур.
Кроме работы
Михеева сведения о находках хазарских складных серпов мы можем найти и у многих
других исследователей. Так, например, о складном серпе упоминается в материалах
раскопа салтовского селища Коробовы хутора. Аналогичные серпы были обнаружены в
кремационных погребениях при раскопках могильников Бжид и Черноклен в
Краснодарском крае. Находки складных серпов за границами территории хазарского
каганата редки и единичны. Как автор уже упоминал, складной серп был также
обнаружен в прусском погребении № 45 могильника Ветрово (Экриттен)
Зеленоградского района Калининградской области. Работы по археологии Белоруссии
упоминают серп, найденный в Полоцке. Три образца складных серпов мы можем
увидеть в материалах археологической экспедиции в Новгороде Великом. Среди
новгородских находок также присутствует крайне любопытная складная коса, длиной
42 см, с рукояткой из двух металлических пластинок. Лезвие косы вставлялось
между пластинами в конце рукоятки и закреплялось осью. Когда коса открывалась,
специальный выем в лезвии и штифт в рукоятке фиксировали положение, в котором
коса могла применяться для косьбы.
И,
разумеется, нельзя не вспомнить отлично сохранившиеся и прекрасно описанные
экземпляры, найденные в Польше и Чехословакии. Говоря о польских складных
серпах, автор хотел бы отметить любопытный факт - несмотря на множество
«хазарских» серпов, обнаруженных археологами в салтовских захоронениях, специализированные
работы, посвящённые этому любопытному предмету, выходили именно на польском
языке. Советские и российские исследователи в своих работах в лучшем случае
уделяли этим серпам лишь пару строк. Так, например, одна из первых
специализированных работ, посвящённая складным серпам, вышла в 1949 году из-под
пера известного польского археолога, директора Государственного
археологического музея в Варшаве, профессора Здислава Раевского. Авторство
другой, не менее любопытной заботы, датированной 1962 годом и так же
посвящённой складному серпу, принадлежит ещё одному прославленному польскому
археологу, Эве Статтлер. Трудно сказать, чем был обусловлен столь пристальный
интерес, проявленный польскими учёными к этому предмету. Автор полагает, что
одним из возможных обвинений может служить именно редкость подобных находок в
Польше, или тот факт, что большинство находок были сделаны в предвоенный
период, в 1935-1939 гг. Возможно, серпы не были должным образом описаны, и к
этой теме учёные вернулись при первой возможности сразу после войны.
Разумеется, определённую роль могли сыграть и другие факторы, которые мы
рассмотрим позже. Следует также отметить, что именно польские учёные первыми
вынесли складной серп в отдельную группу. Собственно говоря, классификация
Михеева (1985) и, скажем, Статтлер (1962) различаются исключительно
индексацией. Так, если у Михеева складные серпы относятся к группе III, то у
Статтлер это всё та же третья группа, но обозначенная как «С».
Надо
отметить, что большая часть складных польских серпов была найдена в одном
регионе страны, неподалёку друг от друга. В основном в одном и том же, или же в
соседних воеводствах. Так, серпы или рукоятки серпов были найдены в местечках
Остров Ледницкий, Бискупин, Санток, Старгард-Щециньски, в древней польской
столице – Гнезно, и в Силезии. Так, в 1935 году во время земляных работ в
районе Гнезно был найден складной серп длиной 28,4 см и с шириной клинка 2,3
см. Вскоре, в 1938 году, неподалёку от первой находки, там же, в Гнезно,
обнаружили незаконченную и неукрашенную рукоятку складного серпа длиной 25 см,
изготовленную из оленьего рога. Уже перед вторжением немецких войск, в 1939
году, там же была сделана ещё одна находка – рукоятка складного серпа из
оленьего рога, украшенная гравировкой. Длина этой рукоятки составляла 18 см и ширина
3,8 см.
Самая
известная находка на территории Чехии, это, безусловно, роговая рукоятка
складного серпа, обнаруженная при раскопках на территории городища Будец.
Рукоятка, как и польские аналоги, украшена орнаментом из «глазков» - кружков с
точкой посередине, и датируется Х-ХІІ вв. Похожая рукоятка с узором из
«глазков» была обнаружена в датированном VII-VIII вв. погребении всадника в
Словакии, в местечке Девинска Нова Вес – сегодня это один из районов Братиславы.
Большинство
рукояток польских серпов украшены простым орнаментом из кружочков, чёрточек и
зубчатых линий, типичным для многих стран. На некоторых образцах можно увидеть
плетёный орнамент, традиционный, например, для скандинавского оружия.
Учитывая, что Раевский упоминает всего 7 складных серпов, или их частей, найденных за пределами ареала салтово-маяцкой культуры, автор полагает, что малочисленность находок не даёт основания проследить какую-либо устойчивую тенденцию, свидетельствующую об их принадлежности к местной оружейной традиции. Скорее всего, эти единичные образцы попали в Польшу, равно как и на территорию Чехословакии, случайно, с торговцами или путешественниками. Или же, как предположил Раевский, серпы изготавливались местными мастерами, копировавшими иноземные образцы.
Рассматривая возможные функции серпа, автор склоняется к мысли, что складной хазарский серп не имел никакого отношения к крестьянскому сельскохозяйственному инвентарю, и входил в традиционный комплекс вооружения хазарского всадника. Известный советский археолог профессор Борис Александрович Колчин, такжe предполагал, что подобные образцы серпов могли принадлежать всаднику или ямщику, и использовались для заготовки травы в пути. И действительно, большая часть погребений, в которых были найдены складные серпы, принадлежали именно конным воинам, как в захоронениях салтовской культуры, так и за её пределами. Так, например, серп, обнаруженный в калининградском могильнике Ветрово, нахдился в погребении прусского всадника. Более того, Владимир Иванович Кулаков в «Древностях пруссов» особо отметил, что вероятней всего складной серп входил в набор принадлежностей конного воина-дружинника.
В пользу этой версии также свидетельствуют многочисленные находки клинков складных серпов, сделанные в наши дни. Хазарские складные серпы в различном состоянии достаточно регулярно появляется на всевозможных аукционах. К сожалению. большая часть этих находок была сделана «чёрными копателями», а, следовательно, должным образом не описана. Однако, тем не менее, на основании фотографий выставляемых «лотов», можно сделать вывод, что среди сопутствующих находок, обнаруженных в том же культурном слое, немало предметов из комплекса вооружения и набора принадлежностей конного воина.
Некоторые
авторы полагают, что складной серп использовался всадником так же как и его
нескладной крестьянский собрат – для заготовки корма (травы) коню в военных
походах. В пользу этой версии в первую очередь свидетельствует зубчатая режущая
кромка на клинках многих складных серпов. Такие же зубцы типичны для обычных
крестьянских сельскохозяйственных орудий. Любопытное иконографическое
свидетельство о способе использования серпа конными рыцарями автор обнаружил в
работе, известной как «Саксонское зерцало» – старейшем правовом сборнике
Германии, составленном в XIII веке антгальским рыцарем и судьёй Эйке фон
Репковом. В одной из редакций этой работы, хранящейся в Гейдельбергской
библиотеке и датированной XIV веком, автор обнаружил цветную миниатюру, на
которой изображён рыцарь, косящий серпом траву для своего коня.
Но гораздо
ближе к рассматриваемой нами версии сведения о боевых традициях и обычаях
аланов, почерпнутые из исторических источников и эпоса Нартов. Как известно,
аланы – кочевники скифосарматского происхождения, населявшие центральное
Предкавказье, объединившись с местными кавказскими племенами, создали племенной
союз – Аланию, простиравшуюся от Дагестана до Прикубанья. Для нашего
исследования важен тот факт, что с VII по X век значительная часть Алании
входила в состав Хазарского каганата, и многие находки, которые относят к
Салтово-Маяцкой культуре, имеют непосредственное отношение к аланам. В том
числе складные серпы всадника часто атрибутируют как хазаро-аланские, или же
аланские. Известно, что у аланских воинов существовал обычай обезглавливать и
скальпировать поверженных противников. Так Аммиан Марцеллин, известный римский
историк IV в. н. э., принимавший участие в войнах с персами, писал об аланах,
что «с убитых врагов снимают они скальпы и украшают ими узду своих коней».
Таким образом, учитывая массовость и распространённость этого обычая, автор не
исключает, что эти компактные серпы-ножи могли использоваться хазарскими
всадниками для скальпирования.
Резюмируя,
автор хотел бы констатировать, что в связи с недостатком, или, скорее,
отсутствием аргументации, убедительно свидетельствующей в пользу или против
какой-либо из рассмотренных версий, на сегодняшний день невозможно однозначно
определить функции этого любопытного орудия. Этот вопрос требует проведения
дополнительных исследований, втом числе изучения археологических и
иконографических источников, а также законов и юридических обычаев Хазарского
каганата.
Комментариев нет:
Отправить комментарий