Хазарский
альманах
Том 14
Роменский А. А.
В поисках Хазарии Иоанна Скилицы: к
дискуссии о походе Варды Монга и Сфенга в 1016 году.
(цитаты)
Проблема наследия Хазарского каганата
и судьбы населяющих его этносов после крушения этого государства остается одной
из трудноразрешимых загадок. Большинство исследователей относят уничтожение
Хазарского государства к 60-м гг. X в., иногда специалисты продлевают его
существование еще на столетие.
Создается впечатление, что фантом
Хазарии даже после ее гибели время от времени появлялся в Восточной Европе,
попадая на страницы летописей и хроник и занимая прочное место в пространственной
картине мира людей средневековья. Название страны надолго пережило и этнос, и
государственные структуры каганата, упоминаясь в источниках, составленных
несколькими столетиями позже походов князя Святослава в донские и поволжские
степи.
Автор статьи не претендует на разрешение
всего комплекса вопросов, связанных с изучением феномена «Хазарии после Хазарии»,
интерпретацией ее роли в становлении и развитии государств и обществ на
варварской периферии раннесредневековой ойкумены. Хотелось бы уточнить лишь
некоторые детали, связанные с обострившейся недавно в историографии полемикой о
локализации «Хазарии» в XI–XIII вв. в контексте данных «Синопсиса» Иоанна
Скилицы о походе экзарха Варды Монга и некоего брата князя Владимира – Сфенга
против архонта Георгия Цулы в январе 1016 г. и сведений позднейших источников.
Традиционная, устоявшаяся в
историографии точка зрения о тождестве Георгия Цулы – стратига Херсона и
одноименного архонта Хазарии ныне аргументированно оспорена.
Действительно, ни один источник не
позволяет предполагать, что Херсон и Климата когда-либо назывались Хазарией и
управлялись хазарским «архонтом». более плодотворным.
Сведения о походе в Хазарию у Скилицы
разрывают комплекс данных о продолжавшемся в эти годы завоевании Болгарии Василием
II. После убийства сына царя Самуила, Гавриила-Радомира, его племянником
Иоанном-Владиславом (инспирированного, как можно полагать согласно «Летописи
попа дуклянина», самим автократором ромеев василевс вступает в переговоры с
новым правителем и местной болгарской знатью.
На фоне масштабных военных и
дипломатических усилий византийцев в Болгарии, увенчавшихся ее присоединением в
1018 г., экспедиция в Хазарию против некоего Цулы представляла собой,
несомненно, второстепенный, отдаленный театр военных действий. Скилица не
говорит о ее причинах, однако о них можно догадываться, исходя из общего контекста
рассматриваемых событий.
К концу Х в. сложился скрепленный
браком киевского князя Владимира Святославича и сестры василевсов,
порфирородной Анны, военно-политический союз Византии и Руси, направленный
против державы царя Самуила и его преемников. Начало нового этапа интенсивного
сотрудничества Киева и Константинополя приходится на 988 г., когда после
многомесячной осады и взятия Херсона, центра византийской фемы в Таврике,
стороны перешли к переговорам, результаты которых были, вероятно, оформлены в
виде соглашения византийских василевсов (формально правивших совместно Василия
II и Константина VIII) и «архонта тавроскифов».
Соглашение, условия которого переданы
арабскими историками Яхъей Антиохийским и отчасти Шуджей ар-Рудравари предусматривало,
чтобы правитель русов оказывал ромеям военную помощь (вооруженный корпус
пехотинцев, который впоследствии (в 1000 г.) составлял шесть тысяч человек,
обязался креститься лично и принять христианство в качестве государственной
религии.
Не исключено, что оговаривался также
вопрос о будущем оформлении Русской митрополии в составе Константинопольского патриархата.
Ромеи соглашались на заключение крайне престижного для варвара брака Анны с
Владимиром Святославичем. Оформление митрополии задержалось, вероятно,
вследствие нерешенного вопроса о статусе новой церковной организации. Большинство
исследователей полагают, что церковная иерархия на Руси была создана не позже
996/997 гг.
Оспорив эту дату, А. В. Назаренко
относит ее оформление к последним годам правления Владимира1. Военная же
поддержка шуринам прибыла оперативно и вовремя – скорее всего, уже к концу навигации
988 г. «Тавроскифы» участвовали в битвах войск Василия II с претендовавшим на
власть Вардой Фокой, бывшим доместиком схол Востока, под Хрисополем и Авидосом
весной 989 года, что и предопределило победу сторонников легитимной Македонской
династии.
Нельзя исключать, что особое место в
соглашении занимала проблема фемы Херсон и окружающих территорий: русы не
только возвращали «Корсунскую страну» в состав империи, но и, как видится,
обязались блюсти интересы ромеев в Северном Причерноморье. Помимо Херсонской
фемы, здесь в это время имелась и фема Боспор, засвидетельствованная
Эскуриальским тактиконом. Предположения исследователей о ее захвате русами во
время Корсунского похода требуют дополнительных аргументов.
Функцию гаранта безопасности владений
Византии в Таврике (защита от нападений «черных болгар») за киевским князем
закреплял уже договор с Игорем 944 г., продолжавший действовать, как полагает
Г. Г. Литаврин, и в начале XI в. (разумеется, с дополнениями, внесенными
договорами 971 и 988 гг.). Сохранившийся в ПВЛ текст документа не вполне ясно
излагает обязательства о «Корсунской стране», что делает возможным различные
трактовки.
Однако несомненным является отказ правителя
русов от каких-либо властных притязаний на фему Херсон, подтвержденный и
впоследствии, в 971 и 988 гг. В условиях обострения отношений северопричерноморские
территории империи делались первым объектом нападения, что и продемонстрировал Корсунский
поход Владимира Святославича.
После улаживания конфликта стороны,
как представляется, договорились о координации действий в регионе, что и
иллюстрирует поход января 1016 г.
Причерноморье не было главной ареной
сотрудничества Византии и Руси. «Варяго-русский корпус» широко применялся
Василием II не только в Болгарии, но и в кампаниях в Сирии в 999 г. и Закавказье,
а также в Италии. Однако болгарское направление политики являлось, несомненно, приоритетным
для союзников, и роль русов в покорении Болгарии нельзя недооценивать. Показательно,
что после захвата котловины Пелагонии они получили третью часть военной добычи
(еще треть предназначалась ромеям, и треть – непосредственно василевсу). Возможно,
именно в ходе войны в Болгарии к русам попали рукописи библиотеки болгарских
царей.
Попытаемся понять, какое место
занимали остатки Хазарского каганата в пестрой мозаике международной политики
конца Х – начала XI в. Походы Святослава в 965 и 969 гг., а также нападение огузов
нанесли Хазарии сокрушительный удар, однако элементы ее государственных
структур, вероятно, еще продолжали существовать некоторое время.Владения
каганата в Подонье, Причерноморье и Предкавказье были навсегда утрачены, часть
территорий в условиях краха центральной власти перешла под контроль местных
«архонтов», одним из которых и был упоминаемый Скилицей Георгий Цула. Русы оккупировали
и удерживали до начала XII в. Саркел (Белую Вежу) и Тмуторокань, причем вопрос
о времени утверждения их на Тамани остается спорным.
В любом случае, несомненно, что
походы 960-х гг. не означали одномоментной ликвидации Хазарского государства и
этноса. Неслучайно новому киевскому князю Владимиру снова, как и его отцу, пришлось
предпринять военную кампанию против хазар, о чем свидетельствует «Память и
похвала» Иакова Мниха.
Очевидно, что в восприятии автора источника
Хазария не прекратила свое существование после походов Святослава.
Примечательно, что Начальная летопись молчит о восстанавливаемом по арабским свидетельствам
походе русов в Нижнее Поволжье и захвате столицы – Итиля, сообщая лишь о взятии
Саркела и покорении ясов и касогов в Предкавказье.
В дальнейшем тмутороканские «козаре»
активно участвуют в политической жизни Руси, поддерживая своего князя Мстислава
Храброго в борьбе за власть с братом Ярославом в 1023 году. Именно они
способствовали изгнанию в Византию князя-изгоя Олега Святославича (1079 г.), за
что и поплатились после его возвращения четыре года спустя.
Разрушенная русами Хазария, очевидно,
не могла питать симпатий ни к киевскому «кагану» Владимиру, ни к дружественной
ему после соглашения 988 г. Византии. Не исключено, что сохранившие независимость
отдельные хазарские территории поддержали болгарско-печенежский альянс, имевший
как антиромейскую, так и антирусскую направленность. В таких условиях удар по
хазарскому архонту Цуле и его пленение выглядит логичным шагом союзников, вписывающимся
в общий контекст борьбы с Болгарией и печенегами. В то время, когда экзарх Варда
Монг с помощью брата князя русов, Сфенга, готовил поход против хазар, основные
силы ромеев сражались с болгарами в Пелагонии, а киевский князь, помимо помощи
шурину, одновременно совершал рейды в печенежскую степь против общего врага.
Итогом успешной кампании Варды Монга
и Сфенга стало упрочение позиций ромеев (и русов, как их союзников) в регионе
Северного и Северо-Восточного Причерноморья в целом, что не могло не повлиять
на баланс сил на Кавказе и в Закавказье.
Срочность морской экспедиции
византийцев, предпринятой в экстремальных условиях зимы, заставляет считать
нападение на хазар упреждающим ударом.
О другом фигуранте повествования,
Сфенге, мы знаем только из рассматриваемого пассажа Скилицы. В историографии
его отождествляли с Мстиславом, сыном киевского князя, правившим в Тмутаракани.
Имя Сфенг могло быть скандинавским именем Мстислава Владимировича или его
прозвищем. Нельзя тем не менее исключить и наличия неизвестного по другим
данным родственника киевского князя – о роде Рюриковичей в Х в. мы знаем
слишком мало.
Гильом де Рубрук, странствующий монах
ордена миноритов, был гораздо более конкретен в своих свидетельствах. По его
авторитетному мнению, область Газария с трех сторон окружается морем; с запада
ее находится город Херсон, «город Климента», в середине, по направлению к югу –
Солдайя (Сугдея), в которой путешественник побывал лично, «с востока – Матрика
(Матарха) и устье моря Танаидского». То есть, речь идет о побережье Крыма,
Тамани и Приазовье. Некоторые поздние источники определенно отождествляют Крым
с Хазарией, но, как представляется, термин имеет более широкое значение.
Хазария упоминается и в перечне стран
и народов, завоеванных Бату в ходе Западного похода [Картлис Цховреба, 2008, с.
336, 343, 361; СМИЗО, 1941, с. 204; Путешествия в восточные страны Плано Карпини
и Рубрука, 1957, с. 57]. Примечательно, что посланник Папского престола Иоанн
де Плано Карпини помещает хазар среди христиан, наряду с русами и аланами.
После крушения единого каганата это
название применялось к обширным территориям Восточной Европы, прежде всего к
Тамани и Предкавказью, а также Крыму, но не только.
И византийские, и древнерусские
источники позволяют отождествить этнохороним «Хазария» с территорией Таманского
полуострова и его окрестностей. Имеющиеся в Начальной летописи упоминания о
хазарах в войске Мстислава Владимировича и «козарах» – противниках Олега
Святославича, несомненно, относятся к населению Тмуторокани, владения Руси на
территории, некогда подконтрольной каганату. О притязаниях на Предкавказье и
Приазовье свидетельствует и титулатура печатей тмутороканского князя
Олега-Михаила, названного «архонтом Матрахи, Зихии и всей Хазарии» (архонтом и
дукой Матрахи и всей Хазарии на другом моливдовуле).
Возможно, новый моливдовул может
подтвердить предположения специалистов о своеобразном кондоминате Византии и
Руси на Тамани. Истоки взаимодействия двух держав в регионе восходят к концу Х
– началу XI в. Примечательно обнаружение на Тамани моливдовула одного из
представителя семейства Цул – Игнатия, что может, на мой взгляд, быть
дополнительным аргументом в пользу локализации здесь Хазарии Иоанна Скилицы.
Комментариев нет:
Отправить комментарий