четверг, 24 декабря 2020 г.

 

Термин протоадыги Алексеевой Е.П.

Статуи христианских рыцарей 10 века в станице Сторожевой, на шлемах и на плечах которых высечены кресты

Смешанное, многоэтничное население раннесредневековой Кубани

Многочисленные указания на раннесредневековую христианизацию

Мумифицированные захоронения


* * *


Алексеева Е. П.

 

ДРЕВНЯЯ И СРЕДНЕВЕКОВАЯ ИСТОРИЯ КАРАЧАЕВО-ЧЕРКЕСИИ

 

Москва, 1971

стр. 80-108


(цитаты)


В. А. Кузнецов называет ашдигоров «древним иранским населением» верхнего Прикубанья. Наряду с этим древним иранским населением здесь археологически намечается, по-видимому, субстратный меото-адыгский слой и более поздние тюркские элементы. Ас-дигоры, ашдигоры, дигоры «Армянской географии VII в.», по мнению В. А. Кузнецова, были потомками сираков и предками осетин-дигорцев. Ас-дигоры населяли верховья Кубани, южные районы Пятигорья и Кабардино-Балкарии. Потомки же аорсов, аланы-ардозцы, носители катакомбной культуры и глиняных курильниц, занимали более северные районы Пятигорья, Кабардино-Балкарии, Северной Осетии и Чечено-Ингушетии.

Таким образом, «Армянская география VII в.» в какой-то степени могла отразить сложный этнический состав населения верховьев Кубани и Зеленчуков и наряду с аланами указать названия каких-то местных, неаланских племен.

В. А. Кузнецов полагал возможным этноним «дигор» считать «адыгским по происхождению, что является лишним подтверждением правильности определения основного слоя населения верховьев Кубани как меото-адыгского».

Термин «асы», как известно, второе название алан. Согласно В. А. Кузнецову, в Алании существовали два союза племен — Аланский (восточный) и Асский (западный), связанный с верховьями Кубани.

«Естественно будет предположить, — замечает В. А. Кузнецов, — что этот этноним (Аш-Ас. — Е. А.) принадлежал той группе сармато-алан, которые заселили район верхнего Прикубанья, т. е. второму основному этническому компоненту. Если это так, то в составном этнониме Ашдигор — Ас-Дигор — совершенно реально отразился и смешанный состав населения верхнего Прикубанья, и его этническая и языковая природа».

В отношении ашдигоров нам кажется близким к истине предположение В. А. Кузнецова о том, что ашдигоры — это этническая группа, образовавшаяся от смешения пришельцев — алан (асов) с местным, автохтонным населением верховьев Кубани. Это положение подтверждается археологическими материалами, о чем будет сказано дальше. Несколько противоречит этому положению то обстоятельство, что название «асы» закрепилось не за населением верховьев Кубани, а за этнической группой, расположенной значительно восточнее этих мест, а именно за балкарцами. Что касается Верхней Кубани, то, как уже отмечалось выше, за этой территорией закрепилось название «Алания», а за ее населением (карачаевцами) — «аланы», но не асы. Впрочем, здесь же следует оговориться, что карачаевцы и балкарцы в прошлом составляли один народ (см. гл. V), унаследовавший оба названия алан — и «аланы» и «асы».

Если для ответа на первый вопрос, какие именно аланы населяли верховья Кубани, мы находим некоторые материалы в «Армянской географии VII в.», то на второй вопрос — о границе между адыгами и аланами — письменные источники ответа не дают. Прокопий упоминает о зихах вслед за аланами и абазгами, т. е. о тех зихах, которые жили «на берегу Понта Евксинского». Данных о закубанских зихах-адыгах у Прокопия мы не находим. Авторы X в. Масуди и Константин говорят не только о приморских, но и о закубанских адыгах, причем адыги рассматриваются как непосредственные соседи алан. «За царством аланов, — пишет Масуди, — находится народ, называемый кашак». Константин отмечает, что на восточном берегу Черного моря, от р. Укрух (рукав Кубани) до р. Никопсиса (Нечепсухо) простиралась Зихия. «Выше Зихии лежит земля, называемая Папагией, а выше той страны лежит так называемая Касахня. Выше же Касахии находятся Кавказские горы, а за горами — земля Аланская». Как мы видим, локализация адыгов, особенно закубанских (кашаков-касахов и папагов), имеющаяся в письменных источниках, весьма неопределенна и не представляет возможности выяснить, где же проходила граница между закубанскими адыгами и верхнекубанскими аланами.

Письменные источники не дают ответа и на вопрос о том, какие племена кроме алан жили в верховьях Кубани в период раннего средневековья.

Письменные источники не дают ответа и на четвертый вопрос — об иноплеменных включениях в местную этническую среду.

Как мы видим, сведения раннесредневековых письменных источников по этногеографии интересующей нас территории в изучаемый период весьма скудны и не позволяют с большей или меньшей полнотой осветить поставленные проблемы.



Комментариев нет:

Отправить комментарий