Термин протоадыги Алексеевой Е.П.
Статуи христианских рыцарей 10 века в
станице Сторожевой, на шлемах и на плечах которых высечены кресты
Смешанное, многоэтничное население
раннесредневековой Кубани
Многочисленные указания на раннесредневековую
христианизацию
Мумифицированные захоронения
* * *
Алексеева Е. П.
ДРЕВНЯЯ
И СРЕДНЕВЕКОВАЯ ИСТОРИЯ КАРАЧАЕВО-ЧЕРКЕСИИ
Москва, 1971
стр. 80-108
(цитаты)
В. А. Кузнецов называет ашдигоров
«древним иранским населением» верхнего Прикубанья. Наряду с этим древним
иранским населением здесь археологически намечается, по-видимому, субстратный меото-адыгский
слой и более поздние тюркские элементы. Ас-дигоры, ашдигоры, дигоры «Армянской
географии VII в.», по мнению В. А. Кузнецова, были потомками сираков и предками
осетин-дигорцев. Ас-дигоры населяли верховья Кубани, южные районы Пятигорья и
Кабардино-Балкарии. Потомки же аорсов, аланы-ардозцы, носители катакомбной
культуры и глиняных курильниц, занимали более северные районы Пятигорья,
Кабардино-Балкарии, Северной Осетии и Чечено-Ингушетии.
Таким образом, «Армянская география
VII в.» в какой-то степени могла отразить сложный этнический состав населения
верховьев Кубани и Зеленчуков и наряду с аланами указать названия каких-то местных,
неаланских племен.
В. А. Кузнецов полагал возможным
этноним «дигор» считать «адыгским по происхождению, что является лишним
подтверждением правильности определения основного слоя населения верховьев
Кубани как меото-адыгского».
Термин «асы», как известно, второе
название алан. Согласно В. А. Кузнецову, в Алании существовали два союза племен
— Аланский (восточный) и Асский (западный), связанный с верховьями Кубани.
«Естественно будет предположить, —
замечает В. А. Кузнецов, — что этот этноним (Аш-Ас. — Е. А.) принадлежал той
группе сармато-алан, которые заселили район верхнего Прикубанья, т. е. второму основному
этническому компоненту. Если это так, то в составном этнониме Ашдигор —
Ас-Дигор — совершенно реально отразился и смешанный состав населения верхнего
Прикубанья, и его этническая и языковая природа».
В отношении ашдигоров нам кажется
близким к истине предположение В. А. Кузнецова о том, что ашдигоры — это этническая
группа, образовавшаяся от смешения пришельцев — алан (асов) с местным,
автохтонным населением верховьев Кубани. Это положение подтверждается
археологическими материалами, о чем будет сказано дальше. Несколько противоречит
этому положению то обстоятельство, что название «асы» закрепилось не за
населением верховьев Кубани, а за этнической группой, расположенной значительно
восточнее этих мест, а именно за балкарцами. Что касается Верхней Кубани, то,
как уже отмечалось выше, за этой территорией закрепилось название «Алания», а
за ее населением (карачаевцами) — «аланы», но не асы. Впрочем, здесь же следует
оговориться, что карачаевцы и балкарцы в прошлом составляли один народ (см. гл.
V), унаследовавший оба названия алан — и «аланы» и «асы».
Если для ответа на первый вопрос,
какие именно аланы населяли верховья Кубани, мы находим некоторые материалы в
«Армянской географии VII в.», то на второй вопрос — о границе между адыгами и
аланами — письменные источники ответа не дают. Прокопий упоминает о зихах вслед
за аланами и абазгами, т. е. о тех зихах, которые жили «на берегу Понта
Евксинского». Данных о закубанских зихах-адыгах у Прокопия мы не находим.
Авторы X в. Масуди и Константин говорят не только о приморских, но и о
закубанских адыгах, причем адыги рассматриваются как непосредственные соседи
алан. «За царством аланов, — пишет Масуди, — находится народ, называемый кашак».
Константин отмечает, что на восточном берегу Черного моря, от р. Укрух (рукав
Кубани) до р. Никопсиса (Нечепсухо) простиралась Зихия. «Выше Зихии лежит земля,
называемая Папагией, а выше той страны лежит так называемая Касахня. Выше же
Касахии находятся Кавказские горы, а за горами — земля Аланская». Как мы видим,
локализация адыгов, особенно закубанских (кашаков-касахов и папагов), имеющаяся
в письменных источниках, весьма неопределенна и не представляет возможности выяснить,
где же проходила граница между закубанскими адыгами и верхнекубанскими аланами.
Письменные источники не дают ответа и
на вопрос о том, какие племена кроме алан жили в верховьях Кубани в период
раннего средневековья.
Письменные источники не дают ответа и
на четвертый вопрос — об иноплеменных включениях в местную этническую среду.
Как мы видим, сведения раннесредневековых
письменных источников по этногеографии интересующей нас территории в изучаемый
период весьма скудны и не позволяют с большей или меньшей полнотой осветить
поставленные проблемы.
Комментариев нет:
Отправить комментарий