суббота, 13 февраля 2021 г.

 

2-я часть

Алексеева Е. П.

 

ДРЕВНЯЯ И СРЕДНЕВЕКОВАЯ ИСТОРИЯ КАРАЧАЕВО-ЧЕРКЕСИИ

 

Москва, 1971

стр. 125-129

(цитаты)

 

Поселения

 

В верховьях Кубани и Зеленчуков в настоящее время зафиксировано около 40 крупных городищ и селищ. Эта территория, являющаяся западной частью Алании, вполне оправдывает характеристику, данную Масуди владениям аланского царя: «Его (аланского царя. —Е. А.) царство состоит из непрерывного ряда поселений: когда утром запоют [где-нибудь] петухи, ответ им доносится из других частей царства ввиду чересполосицы и смежности селений». Действительно, раннесредневековые поселения на территории Карачаево-Черкесии, особенно по долинам рек, тянутся почти непрерывной цепью.

Иногда наблюдается «скопление» небольших селищ около значительного городища, например, Инжич-чукунские и Эльбурганские селища находятся по соседству с Адиюхским городищем; несколько поселений на р. Гиляч расположено в непосредственной близости от Гилячского городища. Иногда большие городища находятся на разных берегах одной и той же реки, напротив друг друга, в частности городища у аула Архыз, Хумаринское и Каракентское городища, Учкульское и Кубинское и др.

Однако большая часть известных нам городищ с оборонительными сооружениями датируется временем начиная с VIII—IX вв. и позднее (Учкульское, Гилячское, Кубинское городища на р. Кривой и др.).

Многие городища возникли только в X в. и относятся к концу раннесредневекового периода (X—XII вв.) — группа городищ на Большой Лабе и Урупе, Нижне-Архызское городище и т. д. Хумаринское городище датируется IX—XIII вв.

Городища обычно, как и в более раннее время, располагались на высоких мысах, на выступах первых надпойменных речных террас. Но встречались городища и непосредственно в долине реки, на ее берегу — Нижне-Архызское, Каракентское и др.

Городища укреплялись рвами, валами и каменными стенами. Как правило, оборонительные сооружения строились только с той стороны, которая не была защищена самой природой: так, городища, расположенные на мысах, имели оборонительные сооружения с напольной стороны (Адиюхское, Кызыл-Калинское, Учкульское и многие другие). Но в некоторых случаях вся территория городища обносилась стеной, например, на Хумаринском городище. Стены обычно складывались в два панциря с забутовкой. Панцири сооружались из хорошо отесанных каменных блоков. Толщина стен различная. Так, на Адиюхском городище толщина стены не превышала одного метра, на Нижне- Архызском достигала двух метров, а на Хумаринском городище доходила до шести метров. Иногда стены укреплялись башнями, обычно- квадратными в плане.

Иногда в систему обороны города включались пашни, выгоны, сенокосы (например, на городище у хутора Ильич).

Очень часто внутри городища существовало внутреннее укрепление — цитадель. Таким образом, городище разделялось как бы на две части: внутреннюю крепость («кремль») и остальную часть, также укрепленную с наружной стороны. К таким «двухчастным» городищам с цитаделью относятся Хумаринское, Гилячское, Учкульское. Имеются и трехчастные городища: Адиюхское и Кызыл-Калинское. В таком случае «кремлем» являлась вторая часть городища, а первая, как полагают некоторые исследователи, была уже внутренней крепостью самого «кремля».

Между VII и X вв. вторая часть городища была плотно застроена. Здесь находились жилища, помещения для размола зерна, погреба, дворики, подземелье, которое Т. М. Минаева называет тюрьмой. Отметим, кстати, что и на Рим-Горском городище есть подземелье, которое, по мнению А. П. Рунича и Н. Н. Михайлова, также предназначалось для содержания заключенных. Вторая часть городища была отделена от третьей стеной с башнями, ограждавшей всю эту группу построек с востока. С наружной стороны этой стены находились длинные просторные помещения для скота. В поздний период существования городища (очевидно, позднее X в.) здесь была выстроена вторая стена и вырыт ров между второй и третьей частью городища. Таким образом, в поздний период существования городища (между X и XII вв.) первая и вторая его части были полностью отрезаны, отгорожены от третьей.

В третьей части городища открыт мавзолей и жилые постройки. Эти постройки значительно хуже, чем строения второй части городища. Так, жилище у городской стены в третьей части городища было выстроено из грубо отесанного камня на глине, тогда как во второй части имеются монументальные постройки, стены которых были возведены из тщательно отесанного камня на известковом растворе.

Кости животных обнаружены главным образом в нижнем слое городища, в частности во второй его части. Найдены кости домашних животных: коровы, лошади, овцы, козы, свиньи; кости диких животных: оленя, косули, кабана; кабаньи клыки, куски оленьего рога со следами обработки; кости рыб и птиц. Орудие для тески камня.

Весьма важен факт существования «городища в городище». Как отмечалось, первая и вторая части городища тщательно отгораживались от третьей в начальный период существования этого населенного пункта и еще более — в поздний период. В этой обособленной части и постройки были лучше, монументальнее, разнообразнее, и находки богаче.

Основным типом жилища на верхнекубанских поселениях была наземная постройка, хотя иногда встречались полуземлянки и землянки. Так, на Кубинском городище наряду с наземными жилищами обнаружена землянка, стены которой были обмазаны глиной и побелены. На Кубинском и Тамгацикском поселениях встречены каменные постройки, пол которых был ниже уровня материка. Т. М. Минаева считает, что это остатки полуземлянок. Но возможно, это подвальное помещение обычных наземных построек.

Стены построек (особенно на селищах), очевидно, были турлучные. Иногда турлучные постройки возводились на каменных фундаментах (например, на Тамгацикском поселении). Но на городищах, как правило, стены построек возводились из тесаных кусков камня местных пород, иногда насухо, иногда на скрепляющем растворе. Встречались кладки из плохо обработанных камней на глине, но наряду с ними обнаружены кладки из хорошо отесанных камней на цементирующем растворе. Эту разницу Т. М. Минаева, как отмечалось, объясняет социальными причинами. В некоторых случаях стены жилищ складывались из булыжника на глине. Каменные стены домов обмазывались глиной и белились.

Любопытные каменные постройки обнаружены на городище Шпиль. Стенки жилищ здесь складывались из крупных плит песчаника насухо.

Иногда стены построек возводились на цоколе. Видны дверные проемы. Стены жилищ на Узун-Колском поселении были сложены как крепостные стены храмов — в два панциря с забутовкой. Вход в жилище находился или посредине одной из поперечных стен, или в углу (угловой вход был и у некоторых жилищ на Адиюхском городище).

Пол построек обычно земляной, глинобитный. В редких случаях вымощен каменными плитами (Тамгацикское поселение, Адиюхское городище). Крыша, судя по узун-колским жилищам, имела деревянный настил, покрытый хворостом, землей и глиной, т. е. была плоской. В одной из построек Нижне-Архызского городища найдены куски коричнево-красной глины — остатки плоской обвалившейся крыши, как полагает В. А. Кузнецов. Но, очевидно, существовали и другие типы крыш — со скатами, покрытые соломой. На городищах у хутора Ильич и у Нижнего Архыза попадались обломки кровельной черепицы.

В плане жилища были четырехугольные (как правило, прямоугольные).

Размеры жилищ обычно небольшие — 12—16 кв. м. Состояли чаще всего из одного помещения. Но встречались жилища из нескольких помещений, например, на городище Шпиль, поселении Тамгацик.

В жилищах имелись хозяйственные ямы, а иногда — погребки. Вдоль стен в некоторых случаях тянулись каменные нары и лежанки. В жилищах были печи и очаги. Интересно, что на печи одного из жилищ городища Адиюх найдена свалившаяся вытяжная труба из прутьев, обмазанных глиной, т. е. дымарь, обычный для горских построек вплоть до самого недавнего времени. Как полагает Т. М. Минаева, уже в то время существовали и надочажные цепи. Печи и очаги располагались, как правило, либо в углу, либо около одной из стен построек. Однако известны случаи, когда очаги находились посредине жилищ (например, на Гилячском и Адиюхском городищах). Освещались жилища глиняными светильниками, типа, найденного на городище Адиюх в виде стержня с расширенным основанием и блюдцеобразной верхней частью, в которой сделаны четыре круглых углубления для фитилей.

Рядом с жилищами иногда оказывались мощеные дорожки и мощеные дворики, различные хозяйственные постройки, помещения для содержания скота, погреба и т. п. (например, во второй части городища Адиюх). Такие отдельные усадьбы и дворы в некоторых случаях имели ограды, сложенные из каменных брусков или из булыжника (Верхне-Архызское и Нижне-Тебердинское поселения).

Комментариев нет:

Отправить комментарий