1-я часть
Алексеева Е. П.
ДРЕВНЯЯ
И СРЕДНЕВЕКОВАЯ ИСТОРИЯ КАРАЧАЕВО-ЧЕРКЕСИИ
Москва, 1971
стр. 129-135
(цитаты)
Поселения
Плотность застройки была различной. На
открытых поселениях типа Тамгацикского постройки располагались свободно,
довольно далеко друг от друга, без всякого плана. В пределах же укрепленных
городищ застройка была плотной. На некоторых городищах выявлены улицы.
Так, три улицы и переулки обнаружены
на Нижне-Архызском городище. На Верхне-Архызском городище отмечены улицы с
каменными выкладками по бокам. На Гилячском городище узкие проходы между домами
были укреплены камнями в виде ступеней. На этом же городище открыто несколько
лестниц, идущих с более высоких на более низкие участки поселений.
На городищах, как правило, имелись
церкви. Иногда наряду с христианскими храмами встречались и языческие капища —
более ранние, чем храмы (на Адиюхском городище), а также одновременные (или почти
одновременные) храмам (на Гилячском и Нижне-Архызском городищах).
Существовали городские кладбища. На
городище Гиляч выявлена городская площадь, а на Нижне-Архызском — мастерская
для производства железных изделий. На Хумаринском и других городищах во множестве
попадались обломки железного шлака. На Адиюхском городище найдены печь для
выжига извести и железное орудие для тески камня. Обычным и самым массовым материалом
на поселениях является керамика, в том числе хорошего качества, часто с клеймом
на дне. Встречались куски кости и рога со следами обработки, некоторые с
начатой, но незаконченной распиловкой. Кроме предметов местного производства
попадались и вещи явно привозные и изредка — монеты.
Перечисленные находки говорят о том,
что перед нами поселения городского типа, в которых существовало не только
домашнее производство, но и некоторые виды ремесла — гончарное,
металлообрабатывающее, строительное. Имел место обмен. Городища являлись
центрами религиозной и, очевидно, культурной жизни.
Еще В. Ф. Миллер в 1893 г. высказал
предположение о том, что зеленчукские храмы и расположенное здесь городище были
центром Аланской епархии. В. А. Кузнецов отмечает, что время и новейшие
археологические исследования доказали правильность, этого предположения.
Согласно В. А. Кузнецову, Северный зеленчукский храм был кафедральным храмом
Аланской епархии, местопребыванием аланских митрополитов. Северный зеленчукский
храм был не только значительнее всех прочих северокавказских храмов по площади,
но и имел такие детали, как притворы с культовыми нишами, нартекс, крещальню,
солею, трехступенчатый синтрон, каменный престол. Здесь же, в западной части
храма, был найден бронзовый «честной крест» с греческой надписью: «Обновлен
честной крест боголюбивейшим монахом Фомой пресвитером. Года от Адама 6575-го
Индикта 5-го» (т. е. 1067 г.). «Честному кресту» в X в. посвящались особые
праздники и службы. Северный зеленчукский храм, тесно связанный с группой
абхазских храмов X в., и прежде всего с Лыхненским, построен в стиле византийской
церковной архитектуры. Некоторыми чертами Северный храм перекликается с рядом
архитектурных памятников X в. Болгарии и Киевской Руси.
Нижне-Архызское городище — один из
интереснейших памятников не только Карачаево-Черкесии, но и всего Северного
Кавказа, поэтому на нем мы позволим себе остановиться несколько подробнее.
Городище расположено в ущелье р. Большого Зеленчука, в 22 км южнее ст. Зеленчукской.
На городище повсюду видны развалины
построек, остатки стен, руины церквей и часовен. Сохранились фундаменты и стены
больших четырехугольных сооружений, сложенных из хорошо отшлифованного камня.
Четко прослеживаются три улицы и
соединяющие их переулки. Город был обнесен стеной. Экспедицией обследованы
участки городской стены, въезд и ворота в город. Ширина стены до 2 м, высота 1,5
м. Стена у Северного зеленчукского храма защищала с севера не только небольшой поселок
епархии у этого храма, но и все городище. Культурный слой городища датируется
X—XII вв.
У Северного зеленчукского храма
исследовался могильник XI—XIV вв. В культурном слое у этого храма и на других
участках городища найдены: обломки оконного стекла и стеклянных сосудов — рюмок,
бокалов; железные кресты, обломок металлического зеркала, медная византийская
монета Константина Багрянородного 945 г., сильно стертая, без отверстия; керамика
— пифосы, амфоры, кувшины, горшки. Цвет в основном красный, розовый, желтый,
есть серый. Орнамент врезанный линейно-волнистый и сетчатый, лощеный. Есть сосуды,
привезенные из Закавказья, в частности из Абхазии. Кроме трех больших храмов на
городище раскопано еще 10 церквей. В апсиде церкви № 6 найдены половины двух
бронзовых крестов-энколпионов XI—XII вв. древнерусского происхождения,
стеклянные браслеты, бронзовая копоушка. В церкви № 10 найдены два маленьких
железных клепаных крестика X—XII вв. В кладке церкви две песчаниковые плиты, на
которых были арабские куфические надписи XI—XII вв. Вначале эти плиты служили
мусульманскими надгробиями, а потом были использованы как строительный
материал. В церкви № 11 обнаружены: пластинка от железного креста, обломок
светло-зеленого стеклянного сосуда, черепа трех оленей с отпиленными рогами. Церкви
небольшие, одноапсидные, сложены из битого подтесанного камня насухо.
Датируются XI—XII вв.
В центре городища, недалеко от храма №
4 (около центральной улицы города, к северу от балки Подорвановой), обнаружен
комплекс из пяти помещений. В плане здание прямоугольное, стены сложены из
камня-плитняка насухо. Первое помещение представляло собой мастерскую по
изготовлению железных изделий. Внутри помещения у юго-западной стены находились
остатки горна, о котором шла речь выше.
В горне выплавлялось железо. Находка такого
горна — первая известная на территории средневековой Алании.
Недалеко от церкви № 8 (помещавшейся
на скалистом мысе горы Церковной) найдена постройка, ориентированная с
северо-запада на юго-восток, состоящая из двух помещений. Здесь найдено 25
целых железных крестов и их части в виде тонких железных пластинок. Кресты относятся
к X—XII вв. По мнению В. А. Кузнецова, это было местное дохристианское
святилище, позднее связанное с культом креста, известного у адыгов под
названием «джори» (грузинское «джвари») — «крест».
Хумаринское городище называли «турецкой
крепостью». Е. Д. Фелицын полагал, что это «генуэзская крепость». Есть еще
местное название городища — «Некрасовская скала».
Еще Нарышкины резонно указывали, что
турецкой крепостью это укрепление быть не могло, так как рядом с ним, у самого
подножия горы, на берегу Кубани, находился высокий каменный столб с высеченным на
нем изображением креста (соседство турецкого гарнизона не пощадило бы этот
памятник). Турецкие крепости строились в этих местах много позднее (в XVII в.),
причем, как правило, деревянные.
Об этом мы находим сведения у
турецкого автора XVII в. Эвлии Челеби.
Генуэзские крепости на Северо-Западном
Кавказе датируются XIII—XV вв. (см. гл. VI), а укрепления Хумаринского городища
были построены в период раннего средневековья. Жизнь на нем началась в конце IX
в. и в XIII в. уже закончилась. Исходя из этих хронологических расчетов,
Хумаринское городище никак не может быть «генуэзской крепостью», как думал Е.
Д. Фелицын.
Есть еще одно соображение относительно
Хумаринского городища. Согласно церковным преданиям, в середине VII в. св.
Максим Исповедник был сослан в укрепление Схимарис, пограничное с аланами. В
грузинских летописях XI в. это место переведено так: «Тут Максима заточили в
крепость Гимар, что недалеко от страны овсов». А в Четьи-Минеях читаем: Максим
Исповедник был сослан «в страну скифскую, которая в Европе Алания нарицаемая, в
граде Схимар». Схимарис — Гимар — Схимар некоторыми исследователями предположительно
отождествлялся с «крепостью на Кубани», т. е. с Хумаринским городищем.
Несколько слов о Хумаринском городище
как об археологическом памятнике. Аул Хумара находится на правом берегу р.
Кубани, в 40 км южнее Черкесска и в 11 км севернее Карачаевска. Над аулом, с
восточной его стороны, высится гора Калеж (Калеж— по-черкесски «Старая крепость»),
вершина которой представляет собой плоское плато. С северо-западной стороны
горы находится балка Инал, а с юго-восточной — балка Шугара. На плато горы
Калеж располагается средневековое городище.
Городище окружено каменной стеной,
которая ныне имеет вид вала. Стена укреплена девятью башнями, в настоящее время
представляющими собой округлые в плане курганообразные возвышения. Сходится стена
у вершины холма в северо-восточной части городища. Этот овальный в плане холм
расположен на горловине, отделяющей плато горы Калеж от остальной площади
нагорья.
В период, когда на городище
существовала жизнь, склоны холма были вымощены каменными плитами. Как говорят
старожилы, по южному склону холма на его вершину вела каменная лестница,
остатки которой сохранялись еще на их памяти. Сейчас здесь можно видеть обломки
каменных плит, возможно остатки этой лестницы. На вершине холма находилось
искусственное укрепление — цитадель. Здесь был оборонительный пункт, защищавший
городище с напольной стороны, здесь же был и въезд на городище. С обеих сторон
холма на горловине оставались сравнительно узкие участки, шириной по 50 м,
через которые можно было проникнуть на городище. На этих участках были
сооружены дополнительные укрепления. Между склоном к балке Шугара и холмом была
вторая («внешняя») стена длиной 47 км. В стене имелись ворота шириной 5 м.
Точно такая же стена с воротами была и по другую сторону холма, в промежутке
между его подножием и балкой Инал.
Перед этой внешней стеной с напольной
стороны был вырыт ров шириной 7 м. Ров шел от края плато (у балки Шугара) через
холм (примерно на половине его высоты) и далее, от подножия холма к краю плато
у балки Инал. В северо-западной части городища имеется овальное возвышение с
остатками каменной кладки. Дорога на городище в настоящее время идет по склону
горы Калеж со стороны балки Шугара. Площадь городища в пределах городской стены
свыше 5 га.
Средневековый культурный слой городища
делится на два горизонта — нижний с серой нелощеной керамикой,
орнаментированной врезанным линейным, иногда линейно-волнистым узором (IX—XI
вв.), и верхний (XII—XIII вв.) с красноглиняной керамикой, украшенной
линейноволнистым орнаментом (очень много обломков амфор). Впрочем,
красноглиняная посуда попадалась иногда и в нижнем слое. Так, к нижнему слою
относится верхняя часть красноглиняной желобчатой амфоры IX в., о которой шла
речь выше.
В верхнем слое очень много костей
домашних животных. У подножия холма с цитаделью найдены несколько железных
предметов, очень большое количество кусков железного шлака и куски обгоревшей,
прокаленной печины, может быть остатки печей для выплавки железа.
Очень много каменных земледельческих
орудий, в том числе круглые жернова.
Из других находок следует упомянуть
фрагменты красноглиняной керамики с сетчатым лощением адыгского типа,
сердоликовую бусину, каменные шаровидные булыжники, имеющие вид пращи,
помещавшиеся обычно у городской стены, с внутренней ее стороны.
На каменных блоках, из которых была
сооружена стена, высечены тамгообразные знаки, возможно знаки мастеров-строителей.
Раскопки на цитадели показали, что она представляла собой овальное в плане
(25X20 м) искусственное сооружение высотой 5 м, сделанное из земли, камня и
дерева. Земляная насыпь была укреплена мощными деревянными балками и заключена
в каменный панцирь. В верхних слоях насыпи, образующей цитадель, найдена средневековая
керамика, в основном красноглиняная. В нижней части насыпи обнаружена керамика
VIII—VI вв. Очевидно, в древности на этом холме был участок поселения. Цитадель
же сооружена в эпоху средневековья. По словам местных жителей, при земляных
работах будто бы были открыты части керамической трубы, по которой на городище поступала
с гор вода. Наличие подобного водопровода раскопками пока не подтвердилось, но
следует отметить, что естественные источники воды на городище отсутствуют.
Родники расположены довольно далеко от городища, на месте построек нынешней фермы
совхоза «Маринский». Спуск же к ручьям, текущим в балках Шугара и Инал, весьма опасен,
а подъем тяжел. Таким образом, обитатели городища должны были каким-то образом
разрешить проблему водоснабжения (особенно во время осад).
Комментариев нет:
Отправить комментарий