среда, 3 марта 2021 г.

  

Балашов А. А.


Хазары на Верхнем и Среднем Дону (по материалам ювелирных изделий) // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. 2016. № 2 (38)


(Цитаты из статьи. Ссылка на источник в конце текста)

 

Статья посвящена изучению хазарских изделий из цветных металлов, найденных на славянских памятниках Подонья. Все находки были заново атрибутированы и продатированы на основании многочисленных аналогий. Ранее считалось, что славяно-алано-болгарские контакты в регионе начинаются в 1-й четверти Х в. Однако, опираясь на хронологию салтовских украшений, можно утверждать, что появление носителей салтово-маяцкой культуры в бассейнах Верхнего и Среднего Дона происходит уже в IX в.

Этнокультурная картина, сложившаяся на юге Восточной Европы в последней четверти I тыс. н.э., отличается заметной сложностью. В бассейне Верхнего и Среднего Дона проживали донские славяне – родственные вятичам носители боршевской археологической культуры. Земли Нижнего Дона населяли алано-болгарские племена, входившие в состав Хазарского каганата, археологическим эквивалентом которого является салтово-маяцкая культура. Начиная с 30-х гг. VIII в. наиболее влиятельной политической силой на Дону становится Хазария.

В письменных источниках вопрос о времени контактов восточных славян с населением Каганата наиболее полно рассмотрен в «Повести временных лет». Основные сведения или представлены киевским летописцем в виде полулегендарного сказания, как в случае с полянской данью мечами или содержатся в первых датированных статьях. Например, под 859 г. сообщается: «...козари имаху [дань] на полянех, и на северех, и на вятичех» [ПВЛ 1950: 12]. Однако сведения о славянах Подонья остались за географическими рамками древнерусского источника.

Согласно результатам исследований воронежских археологов, проникновение алано-болгар на славянские памятники Подонья относится к 1-й половине Х в. и было вызвано печенежской угрозой населению лесостепных провинций каганата. По А.З. Винникову, этнокультурные контакты между славянами и жителями Хазарии до этого носили эпизодический характер, а появление на Верхнем и Среднем Дону украшений салтово-маяцкой культуры является следствием торговлиПо этой причине алано-болгарские вещи не привлекались ранее для уточнения времени и характера взаимоотношений населения каганата со славянами. Целью настоящего исследования является анализ хазарских украшений из цветных металлов, найденных на славянских памятниках Подонья, как наиболее подходящих хронологических маркеров.

Если принимать во внимание близкое соседство славян и алано-болгар в Подонье, то перенос салтовских дат в боршевские «реалии» без какой-либо дополнительной корректировки кажется нам вполне оправданным.

Всего на памятниках донских славян на сегодня известно более 30 находок, связанных своим происхождением с населением Хазарского каганата. Из списка вещей нами заранее были исключены те, однозначное этнокультурное определение которых затруднительно (обломки бронзового котла, фрагменты цепочки и т.д.). Таким образом, для анализа доступно 23 изделия с 7 памятников.

Украшения алано-болгар, найденные на памятниках Верхнего и Среднего Дона, включают височные кольца, серьги, перстни и амулеты. Височные кольца с Животинного городища представляют собой небольшие литые изделия с тремя припаянными шариками зерни. Подобные находки на Северном Кавказе датированы В.Б. Ковалевской в основном VIII - 1-й половиной IX в., и лишь у некоторых образцов не исключена более ранняя дата.

Височное кольцо, представляющее собой изделие из округлой в сечении проволоки, декорированное с одной стороны многогранной шляпкой, также происходит из раскопок Животинного городища. Подобные украшения широко известны на Северном Кавказе. В частности, полные аналогии встречены среди инвентаря скальных захоронений Чир-Юрта и датируются В.Б. Ковалевской VII -серединой VIII в.

На памятниках донских славян относительно частой находкой являются перстни. Большая часть из них (4 экз.) представляет собой изделия со стеклянной вставкой, закрепленной в углублении щитка крестообразно расположенными лапками, и относится к типу 1 по классификации С.А. Плетневой. Найдены на Титчихинском, Белогорском городищах и датируются 2-й половиной VIII-IX в. К этому же типу относятся две находки с Животинного городища. Первая представляет собой серебряное изделие со вставкой из сердолика, на которой имеется хорошо заметное изображение козла. Изображения зверей и птиц на предметах, в том числе и на литиках, тесно связаны с зороастрийской символикой.

Типу 2 соответствуют литые перстни с гладким щитком, найденные на городищах Титчиха, Михайловский кордон. Согласно хронологической шкале Дмитриевского могильника, время существования таких изделий приходится на VIII-IX вв. Неверно относить к этому же типу перстень с шестигранным гладким щитком и сферическими выпуклостями по бокам. Схожие образцы есть и среди салтовских древностей, однако щиток последних ромбовидный, а боковые выступы отсутствуют. Украшения, идентичные находке с Животинного, хорошо известны в материалах древней Руси, где существуют на протяжении XI - 1-й половины XIII в.

К категории амулетов, по всей видимости, следует отнести бронзовое украшение в виде когтя хищного животного. Подвески - «когти» хорошо известны как в материалах Дмитриевского и Верхнесалтовского могильников, так и среди раннеаланских древностей Северного Кавказа.

К деталям одежды, найденным на боршевских памятниках, относятся бубенчики. Все они происходят из материалов Титчихинского и Животинного городищ (всего 6 экз.) и имеют многочисленные аналогии в алано-болгарской среде.

К деталям поясных наборов, найденных на памятниках донских славян, условно относятся круглые бляшки (3 экз.), найденные на Архангельском и Большом Боршевском городищах. Две круглые бляшки с Архангельского городища, согласно классификации В.В. Мурашевой, можно отнести к классу VI плоских, с рифленым ободком. Аналогии таким накладкам хорошо известны в кочевнических древностях конца I тыс. н.э. и встречаются на территории от Южного Урала до Венгрии. Многочисленные плоские круглые бляшки с отверстием и выточенными изображениями цветков являются довольно частой находкой в материалах северокавказских алан.

Итак, всего было проанализировано 23 хазарских артефакта памятников Верхнего и Среднего Подонья. Принимая во внимание географию аналогий, все вещи можно разделить на три группы. В первую вошли изделия, связанные своим происхождением с аланскими древностями Северного Кавказа, что позволяет относить их к предметам – этнокультурным маркерам, а именно: височные кольца, перстень с изображением козла, подвески-амулеты, связанные с культом солнца, а также украшение в виде когтя с Животинного городища. Большая часть находок этой группы (87,5 %) имеет относительно раннюю дату (2-я половина VIII - начало IX в.). Примечательно, что практически все они (за исключением колесообразного амулета с Титчихи), найдены на памятниках Верхнего Дона. Проникновение отдельных носителей салтово-маяцкой культуры в бассейн р. Воронеж можно отнести к периоду не позднее середины - 2-й половины IX в. Косвенно на раннюю хронологию начала славяно-алано-болгарских контактов указывают фрагменты хазарской керамики, встреченной при исследовании вала I Белогорского городища. Этот факт, по мнению А.Н. Москаленко, позволяет предположить существование совместного поселения еще до возведения укреплений в начале Х в.

Итак, появление алано-болгарских вещей на землях донских славян относится к IX в., на что, помимо датировки изделий из цветных металлов, указывает хронология хазарского кузнечного импорта. Это противоречит ранее высказанной точке зрения А.З. Винникова, согласно которой инфильтрация аланоболгар в славянскую среду происходит в начале Х в. Не согласиться с предложенной датой позволяет датировка ремесленной продукции, а также хронология единичных погребений носителей салтово-маяцкой культуры в бассейне Дона. Совершение захоронений с соблюдением обрядовых черт дает возможность говорить о появлении на Верхнем и Среднем Дону отдельных групп алано-болгар именно в IX в. В дальнейшем, судя по специфике распространения салтовской ремесленной продукции в бассейне р. Воронеж, в начале Х в. сюда приходит какая-то часть населения северо-западных провинций Хазарии. Этот процесс мог быть вызван как внутренней смутой, так и печенежской угрозой каганату.


Ссылка на источник

Комментариев нет:

Отправить комментарий