понедельник, 15 марта 2021 г.

 

Рудковская М.М.


Семантика поясов и поясных наборов: историографическая традиция изучения

 

Пояса — одна из категорий археологического и этнографического материала, которые постоянно находятся в сфере исследовательских интересов. Благодаря сочетанию различных функций — утилитарных, обрядовых, этноидентификационных, социальных — они информационно насыщены. К тому же поясные наборы и их гарнитура имеют хронологическую изменчивость и тенденцию к формированию в определенные периоды на обширных территориях однотипных и одностилевых вариантов.

Работы К.А. Михайлова и В.Ю. Соболева интересны подробным исследованием распространения и бытования наборного пояса в Древней Руси. Анализируя известные археологические образцы поясных наборов, авторы приходят к выводу о наличии двух различных типов древнерусских наборных поясов в XI—XII вв.:

«новгородского» с характерными для него двумя соединительными кольцами, которые делили пояс на три части, бляшками пятиугольной, сердцевидной, миндалевидной или полуовальной формы, и «южного», отличающегося своеобразным художественным обликом поясных накладок, их орнаментом, а также технологией исполнения.

Статья О.В. Симоненко «О сарматских поясах» посвящена особому типу сарматского пояса — наборному; предпринята попытка его реконструкции, установлены хронологические рамки бытования такого пояса (среднесарматский период).

Н.И. Толстой в своей книге «Язык и народная культура. Очерки по славянской мифологии и этнолингвистике» описывает и анализирует обряд опоясывания храма.

В работе Беленицкого А.М., Распоповой В.И. «Согдийские золотые пояса» значение пояса в системе символических знаков власти и могущества; по сведениям авторов, ношение драгоценных поясов было широко распространено в среде знати в домусульманскую эпоху, пояс служил знаком отличия и отражал место владельца в воинской среде. При изучении поясного набора, найденного в 1949 г. в культурном слое Саркела, С.А. Плетнева и Т.И. Макарова приходят к выводу, что пояс являлся знаком военно-рыцарского достоинства, причем значение имело не только количество, но и форма украшений.

Комментариев нет:

Отправить комментарий