Хайрединова Е.А.
Геральдический поясной набор с
христианской символикой второй половины VI века из могильника у села Лучистое
Во второй половине VI в. в Юго-Западном Крыму
распространились детали воинских наборных поясов, именуемые в специальной
литературе геральдическими.
Бляшки из набора украшены изображениями креста
и стилизованной виноградной лозы. На обратной стороне пряжки прорезаны кресты.
Христианская символика, а также аналогии, выявленные в Херсоне, Сирии и
Подунавье, позволяют отнести набор к византийской продукции.
Во второй половине VI в. в Юго-Западном Крыму
распространились детали воинских наборных поясов, именуемые в специальной
литературе геральдическими по наличию элемента в форме гербового щитка. По
мнению А. К. Амброза, геральдический стиль возник в византийских провинциях
Нижнего Подунавья как смешение византийских и варварских вкусов в среде местных
военных поселений.
Вместе с тем, происходящая из Каппадокии
литейная форма для производства геральдических бляшек и наконечников ремней, а
также находки на территории Малой Азии и Сирии геральдических деталей поясной
гарнитуры второй половины VI в. позволяют говорить об одновременном распространении
стиля во многих областях империи.
В Юго-Западном Крыму наборные пояса носили
воины, представители местного гото-аланского населения, союзники Византии.
Именно в мужских погребениях с геральдическими поясными деталями выявлены мечи
и палаши.
Характеристика
деталей поясного набора
В состав поясного набора входят: серебряная
пряжка, наконечник основного ремня из белого металла и бронзовые детали: пять
геральдических бляшек, две двурогие двухсоставные бляшки, два наконечника
вспомогательных ремней.
На поясе существовали зажимы для ремня
и гвоздик для фиксации ремня в неподвижном положении. Большие орлиноголовые
серебряные пряжки с трапецевидными рамками и зажимами для ремня. Наконечник в
виде коробочки с декоративными дырочками и заклепкой.
Такие пояса находят в Абхазии,
Болгарии, Крыму, Северной Италии, Сирии, Подунавье и Малой Азии.
Геральдические
поясные бляшки отлиты
из бронзы с ажурным стилизованным растительным декором. На обороте припаяны две
поперечные пластинчатые стойки с круглыми отверстиями для крепления на ремне.
Стойки прорезали ремень и крепились с помощью бронзовых, деревянных, кожаных
стерженьков, продетых в ответстия.
На бляшке вырезана композиция с четырьмя круглыми отверстиями по углам воображаемого квадрата, внутри которого размещен латинский крест со стилизованным растительным орнаментом у основания. Ремень шириной 2,4 см.
Двурогие
двухчастные поясные бляшки отлиты
из бронзы, на их обратной стороне в верхней части и по центру припаяны две
поперечные пластинчатые стойки с круглыми отверстиями для крепления на ремне.
Верхняя часть бляшек, с вогнутыми боковыми сторонами, украшена шестью
расположенными в два ряда круглыми отверстиями, между которыми прорезан
равноконечный крест; нижняя, геральдической формы – стилизованным изображением
личины, переданным двумя круглыми и одним овальным отверстиями.
Бронзовые
наконечники вспомогательных ремней отлиты с прямыми верхней и боковыми сторонами,
с заостренной нижней частью. На их обратной стороне припаяны две поперечные
пластинчатые стойки с круглыми отверстиями для крепления на ремне.
Детали
поясного гарнитура отличаются декором, не характерным для крымских находок.
Большинство аналогично орнаментированных предметов происходит из Северной
Болгарии, с
территорий
византийских провинций Нижнего Дуная, где во второй половине VI в. находился
один из центров распространения геральдического стиля. Здесь же найдены и
другие по форме одновременные детали геральдических поясных наборов, на которых
в разных сочетаниях повторяются элементы декора, присутствующие на лучистинских
изделиях – прорезной крест с круглыми отверстиями между ветвей и стилизованная
виноградная лоза.
Интерпретация
изображений на геральдических бляшках
На геральдических бляшках из Крыма, Болгарии и
Сирии представлен довольно редкий для этого рода предметов декор: крестовидная
фигура из виноградной лозы и крест на фоне виноградной лозы, схематически
переданной волнистой линией.
Орнаментальный мотив в виде виноградной лозы известен в прикладном искусстве с античного времени. Некоторые исследователи считают его сирийским по происхождению. С распространением христианства изображение лозы обрело символическое значение, связываемое с таинством Причащения и откровением божественной истины. Такая трактовка изображения основывается на словах Христа «Я есмь истинная виноградная лоза, а Отец Мой – виноградарь…»; «Я есмь лоза, а вы – ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего», содержащихся в Евангелии от Иоанна (15: 1, 5). Возможно, виноградная лоза ассоциировалась с самим Спасителем, поэтому ее изображение помещали на крестах.
Христианская
символика на раннесредневековой поясной гарнитуре
Самые ранние примеры использования
христианской символики на поясных деталях относится ко второй половине IV –
началу V вв. На лицевой стороне наконечников поясов, происходящих из
относящихся к этому времени погребений римских солдат, встречаются изображения
различных крестов: в виде двух перекрещенных линий с круглыми углублениями на
концах, с расширяющимися концами, выполненными в технике кербшнита, либо
образованных циркульным орнаментом.
С начала VI в. в Восточно-Римской империи
распространился обычай украшать различные предметы, роскошные или повседневные,
христианскими символами и сюжетами. Именно тогда христианская символика массово
распространяется на поясной гарнитуре.
В первой половине VI в. на территории Византии
и в прилегающих областях в употребление вошли поясные пряжки с подвижным
прямоугольным или овальным щитком, на котором размещали христианские символы и
надписи. Часто на них изображали крест – прорезной, гравированный или
инкрустированный стеклом.
Встречаются композиции, представляющие крест в
окружении птиц.
Судя по многочисленным находкам, особой популярностью пользовались цельнолитые пряжки типа «Суцидава», с большим отверстием в форме креста по центру щитка и носившиеся на поясе вместе с ними геральдические бляшки, декорированные в таком же стиле.
Присутствие христианской символики на предметах одежды не удивительно. В представлении раннесредневековых христиан крест был не только символом веры, он наделялся еще и мощной оберегающей силой. На деталях публикуемого поясного набора присутствует одиннадцать изображений креста: по кресту на двух двурогих бляшках, крест на геральдической бляшке 1-го варианта и по два креста на четырех геральдических бляшках 2-го варианта. Для человека, носившего на поясе весь гарнитур, это количество казалось недостаточным: еще два небольших креста были прочерчены, скорее всего, самим владельцем, на обратной стороне зажимов, при помощи которых пряжка крепилась к ремню. В раннесредневековое время размещение крестов на обратной стороне изделия, скрытой от посторонних глаз, не было редким.
Комментариев нет:
Отправить комментарий