понедельник, 15 марта 2021 г.



Хайрединова Е.А.

Геральдический поясной набор с христианской символикой второй половины VI века из могильника у села Лучистое

Во второй половине VI в. в Юго-Западном Крыму распространились детали воинских наборных поясов, именуемые в специальной литературе геральдическими.

Бляшки из набора украшены изображениями креста и стилизованной виноградной лозы. На обратной стороне пряжки прорезаны кресты. Христианская символика, а также аналогии, выявленные в Херсоне, Сирии и Подунавье, позволяют отнести набор к византийской продукции.

Во второй половине VI в. в Юго-Западном Крыму распространились детали воинских наборных поясов, именуемые в специальной литературе геральдическими по наличию элемента в форме гербового щитка. По мнению А. К. Амброза, геральдический стиль возник в византийских провинциях Нижнего Подунавья как смешение византийских и варварских вкусов в среде местных военных поселений.

Вместе с тем, происходящая из Каппадокии литейная форма для производства геральдических бляшек и наконечников ремней, а также находки на территории Малой Азии и Сирии геральдических деталей поясной гарнитуры второй половины VI в. позволяют говорить об одновременном распространении стиля во многих областях империи.

В Юго-Западном Крыму наборные пояса носили воины, представители местного гото-аланского населения, союзники Византии. Именно в мужских погребениях с геральдическими поясными деталями выявлены мечи и палаши.

 

Характеристика деталей поясного набора

 

В состав поясного набора входят: серебряная пряжка, наконечник основного ремня из белого металла и бронзовые детали: пять геральдических бляшек, две двурогие двухсоставные бляшки, два наконечника вспомогательных ремней.

На поясе существовали зажимы для ремня и гвоздик для фиксации ремня в неподвижном положении. Большие орлиноголовые серебряные пряжки с трапецевидными рамками и зажимами для ремня. Наконечник в виде коробочки с декоративными дырочками и заклепкой.

Такие пояса находят в Абхазии, Болгарии, Крыму, Северной Италии, Сирии, Подунавье и Малой Азии.

Геральдические поясные бляшки отлиты из бронзы с ажурным стилизованным растительным декором. На обороте припаяны две поперечные пластинчатые стойки с круглыми отверстиями для крепления на ремне. Стойки прорезали ремень и крепились с помощью бронзовых, деревянных, кожаных стерженьков, продетых в ответстия.

На бляшке вырезана композиция с четырьмя круглыми отверстиями по углам воображаемого квадрата, внутри которого размещен латинский крест со стилизованным растительным орнаментом у основания. Ремень шириной 2,4 см.

Двурогие двухчастные поясные бляшки отлиты из бронзы, на их обратной стороне в верхней части и по центру припаяны две поперечные пластинчатые стойки с круглыми отверстиями для крепления на ремне. Верхняя часть бляшек, с вогнутыми боковыми сторонами, украшена шестью расположенными в два ряда круглыми отверстиями, между которыми прорезан равноконечный крест; нижняя, геральдической формы – стилизованным изображением личины, переданным двумя круглыми и одним овальным отверстиями.

Бронзовые наконечники вспомогательных ремней отлиты с прямыми верхней и боковыми сторонами, с заостренной нижней частью. На их обратной стороне припаяны две поперечные пластинчатые стойки с круглыми отверстиями для крепления на ремне.

Детали поясного гарнитура отличаются декором, не характерным для крымских находок. Большинство аналогично орнаментированных предметов происходит из Северной Болгарии, с

территорий византийских провинций Нижнего Дуная, где во второй половине VI в. находился один из центров распространения геральдического стиля. Здесь же найдены и другие по форме одновременные детали геральдических поясных наборов, на которых в разных сочетаниях повторяются элементы декора, присутствующие на лучистинских изделиях – прорезной крест с круглыми отверстиями между ветвей и стилизованная виноградная лоза.

Интерпретация изображений на геральдических бляшках

На геральдических бляшках из Крыма, Болгарии и Сирии представлен довольно редкий для этого рода предметов декор: крестовидная фигура из виноградной лозы и крест на фоне виноградной лозы, схематически переданной волнистой линией.

Орнаментальный мотив в виде виноградной лозы известен в прикладном искусстве с античного времени. Некоторые исследователи считают его сирийским по происхождению. С распространением христианства изображение лозы обрело символическое значение, связываемое с таинством Причащения и откровением божественной истины. Такая трактовка изображения основывается на словах Христа «Я есмь истинная виноградная лоза, а Отец Мой – виноградарь…»; «Я есмь лоза, а вы – ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего», содержащихся в Евангелии от Иоанна (15: 1, 5). Возможно, виноградная лоза ассоциировалась с самим Спасителем, поэтому ее изображение помещали на крестах.

 

Христианская символика на раннесредневековой поясной гарнитуре

 

Самые ранние примеры использования христианской символики на поясных деталях относится ко второй половине IV – началу V вв. На лицевой стороне наконечников поясов, происходящих из относящихся к этому времени погребений римских солдат, встречаются изображения различных крестов: в виде двух перекрещенных линий с круглыми углублениями на концах, с расширяющимися концами, выполненными в технике кербшнита, либо образованных циркульным орнаментом.

С начала VI в. в Восточно-Римской империи распространился обычай украшать различные предметы, роскошные или повседневные, христианскими символами и сюжетами. Именно тогда христианская символика массово распространяется на поясной гарнитуре.

В первой половине VI в. на территории Византии и в прилегающих областях в употребление вошли поясные пряжки с подвижным прямоугольным или овальным щитком, на котором размещали христианские символы и надписи. Часто на них изображали крест – прорезной, гравированный или инкрустированный стеклом.

Встречаются композиции, представляющие крест в окружении птиц.

Судя по многочисленным находкам, особой популярностью пользовались цельнолитые пряжки типа «Суцидава», с большим отверстием в форме креста по центру щитка и носившиеся на поясе вместе с ними геральдические бляшки, декорированные в таком же стиле.

Присутствие христианской символики на предметах одежды не удивительно. В представлении раннесредневековых христиан крест был не только символом веры, он наделялся еще и мощной оберегающей силой. На деталях публикуемого поясного набора присутствует одиннадцать изображений креста: по кресту на двух двурогих бляшках, крест на геральдической бляшке 1-го варианта и по два креста на четырех геральдических бляшках 2-го варианта. Для человека, носившего на поясе весь гарнитур, это количество казалось недостаточным: еще два небольших креста были прочерчены, скорее всего, самим владельцем, на обратной стороне зажимов, при помощи которых пряжка крепилась к ремню. В раннесредневековое время размещение крестов на обратной стороне изделия, скрытой от посторонних глаз, не было редким.


 

Комментариев нет:

Отправить комментарий