воскресенье, 14 марта 2021 г.

 


Зоря Р.С.

Находка деталей поясного набора из раскопа CXCIX Болгарского городища

 

При зачистке скопления были обнаружены 17 поясных бляшек и один ременной наконечник. Все они выполнены в близком художественном стиле.

Изучаемые находки сгруппированы в отделы исходя из формы, которые в зависимости от особенностей декора разделены на типы.

Наконечник овальной формы сохранился частично. Он представлен единственным экземпляром, не орнаментирован, бортик отогнутый. Верхняя сторона плоская. Нижний край закруглен, верхний имел, по всей видимости, полукруглый вырез.

Бляшки (накладки)

Отдел – Сердцевидные, с каплевидными выступами.

Тип – 1) без орнамента, с наличием прямоугольного отверстия со стрельчатым верхом.

Тип – 2) орнамент в виде “наконечника стрелы” (треугольника) в верхней широкой части. Орнамент выполнен путем нанесения образующих острый угол углубленных линий, по форме напоминающих латинскую букву “V”.

Отдел – Подтреугольные, с фестончатым краем.

Тип – 1) без орнамента, с округлой выемкой у основания в широкой части.

Источники по пряжкам: Мальм, 1963; Макарова, Плетнева, 1983; Добжанский, 1990; Измайлов, 1993; Рудковская, 2009.

Отдельного упоминания заслуживают следующие труды.

Г.А. Федоров-Давыдов на материалах из погребений кочевников X–XIV вв. и связанных с кочевниками поселений разработал классификацию пряжек, блях и наконечников ремней (Федоров-Давыдов, 1996, с. 42–61, 64–65). Древнерусские ременные наборные украшения детально были изучены и систематизированы В.В. Мурашовой (Мурашова,

2000). Для волжских ранеболгарских и болгарских памятников большое значение имеют работы и предложенные в них классификации Е.П. Казакова (Казаков, 1992, с. 157–169; Казаков, 2010, с. 53–61) и Г.Ф. Поляковой (Полякова, 1996, с. 196–214).

Бляшки с округлой выемкой у основания, на наш взгляд, в функциональном смысле могли использоваться в качестве предохранителей ременных отверстий (в качестве использования подобных более ранних накладок-предохранителей см. Тотев, Пелевина, 2005, с. 90, 100). Они способствовали сохранению ременной основы и препятствовали повреждению отверстий, в которые входил язычок пряжки (фиксатор).

Все накладки были литые и крепились к ремню с помощью шпеньков (по три на каждой бляшке). В отдельных случаях шпеньки сохранились на длину до 4,2–4,5 мм, концы некоторых из них были загнуты и расплющены, это может свидетельствовать о том, что они находились в употреблении. В ряде случаев у оснований шпеньков наблюдаются небольшие выпуклости (следы сварочных швов).

В заключение отметим следующее. Публикуемые детали поясного набора, исходя из приведенных аналогий, имели широкие временные рамки бытования – IX–XI вв.

И.Л. Измайлов полагает, что в X–XI вв. пояса с металлическими накладками

служили важным отличительным признаком булгарской военной знати (Измайлов, 1993, с. 51). Археологический контекст находки (компактное расположение артефактов на полке предгорновой ямы в непосредственной близости от горна) свидетельствует о существовании на данном участке в домонгольский период металлургического производственного комплекса.

Комментариев нет:

Отправить комментарий