Г. Г. Сахьянов, Ю. В. Тетерин
Поясные
наборы древнетюркского времени из памятников Междуречья Енисея и Чулыма (по
материалам могильников Маркелов Мыс I и Маркелов Мыс II)
Наборные
пояса, получившие широкое распространение в древнетюркскую эпоху, являются
важнейшим источником, отражающим культурные и этнические связи народов,
населявших территорию Сибири и Центральной Азии. Большинство целых и частично
сохранившихся поясных наборов найдено в погребениях тюрок, совершенных по
обряду трупоположения с конем. В погребениях по обряду трупосожжения на
стороне, принадлежащих енисейским кыргызам, встречались лишь отдельные детали
поясов. Большая часть наборных поясов состоит из железных предметов простых
геометрических форм. Статусные поясные наборы из серебра и бронзы, найденные в
древнетюркских погребениях, принадлежат воинам, занимавшим высокое социальное
положение. Материалы поясных наборов данных могильников показывают, что
взаимное культурное влияние кыргызов и тюрок прослеживается в различных
аспектах. Завоевание древними тюрками территории междуречья Чулыма и Енисея привело
к тому, что местное кыргызское население под их влиянием стало чаще помещать в
могилы детали поясных наборов. Кыргызы, занимавшее подчиненное положение,
копировали формы тюркских поясных наборов, используя вместо бронзы и серебра
железо.
В Средние века пояс был обязательным атрибутом воина-кочевника, который помимо функциональных задач показывал социальный статус владельца и его этническую принадлежность. Исследователи средневековых древностей Сибири и Центральной Азии отмечают, что пояс являлся своеобразным паспортом воина, по которому можно было судить о его успехах и наградах.
Так, за доблесть в бою воину могли пожаловать лировидную подвеску, бляху-накладку или пряжку на ремень, а пояс из драгоценных металлов (цельный или позолоченный) считался важнейшим показателем богатства и боевых способностей.
Наборный пояс и его детали неоднократно становились предметом исследований различных авторов. Систематизации и классификации археологического материала, реконструкции и эволюции наборных поясов Евразии посвящены работы В. И. Распоповой [1965; 1980], А. К. Амброза [1971], В. Б. Ковалевской [1979], В. Н. Добжанского [1990], Б. Б. Овчинниковой [1990], Г. В. Кубарева [2005].
Вместе с
погребенным обнаружены железные детали целого поясного набора в составе
рамчатой бесщитковой пряжки, наконечника ремня с округлым основанием, двух
подквадратных с прямоугольными прорезями накладных блях, двух прямоугольных с
узкими прорезями блях, одной сегментовидной и одной, возможно, сердцевидной
бляхи. Найдены также детали пояса, утратившие из-за коррозии свою форму, и две
небольшие рамчатые пряжки. На всех деталях отсутствует орнамент.
Судя по
двум небольшим наконечникам ремней, в состав данного набора входили два
подвесных ремешка. Все элементы пояса изготовлены из железа и на них
отсутствует орнамент.
Главной особенностью данного поясного набора являются рунические надписи на его элементах. На лицевой стороне щитка пряжки был нанесен руноподобный знак в виде буквы «X», заключенной в круг. По мнению С. Г. Кляшторного (в письменном сообщении О. А. Митько), возможно, это знак «ай» – луна. На наконечнике ремня также нанесена короткая руническая надпись, в которой хорошо читается лишь сочетание двух знаков – «чи (чы)», что может входить в окончание профессии или имени. Исходя из особенностей написания, С. Г. Кляшторный отнес эту надпись к енисейскому варианту орхонского письма и датировал VIII в. [Митько, 1992. С. 21].
В накладке
проделано ремонтное отверстие. Вероятно, один из четырех шпеньков сломался в ходе
использования пояса, и тогда применили другой метод крепления бляхи-накладки к
ремню, для чего и было проделано отверстие рядом со сломанным шпеньком.
Рунические
знаки на элементах поясного набора, аналогичные надписям на наконечнике ремня и
щитке пряжки из кургана могильника Маркелов Мыс I, встречаются достаточно
редко. В литературе есть несколько упоминаний находок наконечников ремней с
руническими надписями. Так, в 1935 г. в основном погребении кургана 1 в четвертой
группе курганов у с. Курай был обнаружен искусно украшенный поясной набор из
серебряных деталей с позолотой.
На обратной
стороне наконечника ремня была нанесена руническая надпись «Хозяина (господина)
Ак-Кюна... кушак...» [Киселев, 1949. С. 302].
В 1971 г.
рядом с раннескифским курганом Аржаан I было исследовано древнетюркское
погребение с конем, в котором обнаружена поясная бляха с двумя руническими
знаками. С. Г. Кляшторный относит эту надпись к енисейской провинции тюркского
рунического письма и переводит как «lü» – «дракон» [1975. С. 185].
Рунические
знаки были обнаружены также на обеих сторонах щитка пряжки и наконечника пояса
в древнетюркском погребении с двумя конями в кургане могильника Барбургазы II
[Кубарев, 2005. стр. 365]. Судя по погребальному инвентарю, здесь был захоронен
знатный воин – многочисленные детали пояса были изготовлены из серебра. Как и в
поясном наборе из кургана могильника Маркелов Мыс II, две бляхи-накладки были
отремонтированы с помощью ремешков, продетых в специально сделанные отверстия.
Аналоги наконечника ремня и поясной бляхи-накладки из кургана могильника Маркелов Мыс I в разное время обнаружены в погребениях с конем на территории Алтая. Вышеупомянутый наконечник ремня с рунической надписью из кургана 1 четвертой группы курганов у с. Курай по технике изготовления, растительному орнаменту и своей форме наиболее сходен с экземпляром из кургана.
Например,
вместе с полупальметами и волютами в бляхах-накладках из кургана 2 могильника
Узунтал I в орнаменте используются треугольники, а на наконечнике ремня
изображена застывшая в прыжке пятнистая лань в окружении вьющихся ветвей. Изображения
зверей в орнаменте крайне редко встречается в элементах средневековых поясных
наборов. На обратной стороне этого наконечника ремня нанесены руноподобные
знаки.
Результаты исследования показывают, что, во-первых, после появления древних тюрок на данной территории местное кыргызское население под их влиянием стало чаще включать в состав погребального инвентаря детали поясных наборов. Во-вторых, в междуречье Чулыма и Енисея и тюрки, и кыргызы преимущественно пользовались железными поясными наборами простых геометрических форм. Наборные пояса из бронзы и серебра характерны для погребений тюркской знати. Пояса, украшенные изделиями из этих металлов, подчеркивали их высокий социальный статус.
Комментариев нет:
Отправить комментарий