* * *
Магомедов А. Д.
МУЖСКИЕ НАБОРНЫЕ ПОЯСА НАРОДОВ СЕВЕРНОГО КАВКАЗА: ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ТРАДИЦИИ
Мужские наборные пояса — один из необходимых элементов традиционного мужского костюма народов Кавказа. В прошлом такой пояс выполнял важную функцию: к нему подвешивали оружие (кинжал, нож и др.), пороховницу, огниво, трут. Все вместе было обязательной частью традиционного мужского костюма. Со временем, когда отпала необходимость в таких предметах, наборный пояс превратился в элемент украшения мужской одежды. В отличие от других изделий народного ювелирного искусства (оружие, женские украшения) пояса до настоящего времени мало привлекали внимание исследователей, составителей альбомов, авторов других изданий по декоративно-прикладному искусству.
Лишь в ряде работ встречались отдельные зарисовки, фотографии наборных поясов. В данной статье речь пойдет о кавказских мужских поясах, называемых в литературе наборными. Такие пояса изготовлялись путем закрепления металлических или костяных деталей-накладок на кожаной основе пояса. Типологически они составляют особую группу. Другой тип мужских наборных поясов широко бытовал у калмыков и закавказских народов (грузин, армян). Они составлены из бляшек — «обоймиц».
Накладки крепились в основном двумя способами. Первый — крепление с помощью металлической скобы, напаянной на оборотной стороне бляшки. После посадки ее в прорезь на коже пояса в просвет скобы, заметной с оборотной стороны пояса, вставлялся кожаный лоскут. При необходимости бляшка легко снималась. Второй способ — крепление наконечника, чаще всего изготавливавшегося с объемным углублением на одном конце. В него вставлялся конец пояса или подвески, который скреплялся с наконечником своеобразной кожаной заклепкой из кусочка кожаного шнура, продетого через отверстия в наконечнике и конце кожи пояса. В отличие от металлической такая заклепка не разрывала кожу при растяжениях.
Здесь и далее мы используем терминологию кубачинских мастеров, информация которых наряду с материалом музейных и частных коллекций послужила основой для написания статьи.
Набор деталей большинства поясов включает пряжку (как правило, без крючка), наконечник, бегунок-«обоймицу», подвесочные ремешки, составленные из накладных бляшек и наконечника, а также трех групп накладок — двух передних «лицевых» и одной «спинной». Формы бляшек-накладок, как мы отмечали, в зависимости от вида пояса различны.
В дагестанских поясах одного вида это вытянутые и выпуклые шишечки-пуговки с орнаментально изрезанными контурами, разнообразные лунницы, бляшки-«пальметки» и фигуры, образованные из их сочетаний, бляшки в виде стилизованной пары птичьих голов и др. Иные бляшки-пуговки у другого вида дагестанских поясов. На кумыкском поясе бляшки-пуговки овальные и плоские. Здесь же крестообразные накладки. Бляшки грузинского пояса простые по форме — это овальные полусферы, каплеобразные выпуклые накладки. В азербайджанском поясе группа прямоугольных «обоймиц» чередуется с длинной горизонтальной накладкой, напоминающей наконечник пояса. На владикавказском поясе всего четыре детали: прямоугольная пряжка, наконечник, обоймица и спинная накладка с прорезью в виде подвески, через которую продевается наконечник пояса. Костяные накладки наборных поясов обычно геометрической формы: треугольник, ромб, квадрат с закругленными краями.
Каждый вид пояса бытовал не в «чистом» виде, а имел несколько, а то и десятки вариантов, различавшихся числом накладок, подвесочных ремешков, наличием или отсутствием подвесок, материалом, декоративной отделкой. Так, например, первый вид дагестанского пояса мог состоять из трех деталей — пряжки, наконечника и обоймицы (самый простейший), из 12—16 накладок (включая и упомянутые обязательные элементы простейшего варианта) и большего их числа — до 50.
Для ясности надо сказать, что, как правило, число деталей поясного убора зависело от числа подвесных ремешков — их было от 2 до 10. Они попарно распределялись по бокам, хотя нередко встречались пояса с одной правосторонней группой ремешков или вообще без них. «Спинная» часть убора бляшек не имела подвесных ремешков. На поясах нередко встречались и накладки, выделявшиеся размером и другими характерными особенностями. Чаще всего такая накладка была закреплена на подвесных ремешках. Некоторые из подвесных ремешков заканчивались изображением львиной головы на верхней части наконечника. Очень интересны крупные накладные бляшки, крепившиеся на паре подвесных ремешков. Среди них лирообразные, прямоугольные коробочки, нередко имевшие навершия в виде пары конских фигур с головами, обращенными в противоположные стороны, голов змей, птиц. Эти детали-накладки «кочуют» с одного вида наборного пояса на другой. Из литературы известны поясные накладки в виде «уточек». Для каждого вида наборного пояса существовали канонизированные правила составления «убора», по которым различались бляшки передние («лицевые») и бляшки «спинные», накладки, крепившиеся на коже пояса, и те, что составляли «убор» подвесных ремешков. Умению собирать пояс, крепить детали надо было специально учиться.
При изучении наборных поясов надо иметь в виду особенности их бытования в начале XX в. и в более позднее время. В условиях массового отхода ремесленников из Дагестана в города и села Кавказа, усиления взаимосвязей между северокавказскими народами происходило некоторое «смешение» типов поясов. Детали одного «убора» пояса нередко ставились на пояс другого типа. Так, на трехдетальном дагестанском поясе появилась спинная накладка (иногда она ставилась по правую лицевую сторону пояса) с прямоугольной петлей, заимствованная с владикавказского пояса.
Одновременно появляется много новых деталей, подвесок-брелков. Среди них и подвески-револьверы, и накладки-гербы, патронные обоймы. В советское время появились бляшки-накладки в форме пятиконечной звезды, с изображением советских эмблем, портретных силуэтов. Поясные детали декорировались в различной технике: черневая и рельефная гравировка, насечка золотом и др. Костяные накладки украшались резным глазковым и точечным узором. Широко было распространено литье по гравированной модели с последующей доработкой узора, изредка встречалась штамповка. Серебряные детали владикавказского пояса часто декорировались чернью, контуры деталей обрабатывались дополнительной гравировкой. Пояса грузинские чаще декорировались насечкой золотом. Отчасти это связано с модой, бытовавшей в начале века и в 1920-е годы, носить с кавказской рубахой пояс, отделанный именно в такой технике. Дагестанские и кумыкские пояса, как правило, декорированы черневой и другими видами гравировки. Ритмом узора, проработанностью деталей мастера стараются подчеркивать самоценность каждой накладки. Почти в каждой накладке они варьируют детали контура, рельефных выступов. В результате каждый пояс превращается в уникальное произведение прикладного искусства.
Традиционные наборные пояса продолжали бытовать на Северном Кавказе вплоть до конца 40-х годов XX в., а местами до конца 1950-х годов. Пояса носили вместе с кавказской рубахой, которая в течение всего довоенного периода заменяла традиционный бешмет9. «Пояс — один из стойко сохранившихся элементов мужского костюма», — писал известный кавказовед Л. И. Лавров, обративший внимание на то, что в адыгейских селах в конце 1920-х годов больше носили «старые кавказские пояса» с серебряным набором.
В советское время в художественных артелях было организовано массовое изготовление наборных поясов. Так, в 1930-е годы кубачинская артель «Художник» получила заказ на изготовление поясов для кавалерийских частей Красной Армии. Поясные детали отливались из недорогого материала — латуни. Литейные формы были с традиционным узором, поэтому готовые пояса, хотя и без черни, выглядели достаточно выразительно. С середины 1940-х годов начали изготовлять наборные пояса нового вида. Они составлялись из собственно пряжки и двух боковых бляшек-накладок. Пряжка в застегнутом виде — это три ромбика, наложенные друг на друга так, что центральный несколько прикрывает края обоих крайних. Боковые накладки также напоминают несколько удлиненные ромбовидные фигуры. Прототип этого вида пояса, вероятно, проникает в Дагестан вместе с новыми городскими фасонами мужской одежды. На основе такого пояса кубачинскими мастерами было создано немало различных вариантов поясов, которые своими накладными деталями свидетельствуют о стремлении местных мастеров использовать традиции рассмотренных выше кавказских наборных поясов.
Традиции художественного украшения поясов различным декором, нашивными, накладными бляшками или «обоймицами» на Кавказе известны с давних времен. Об этом свидетельствуют, например, материалы кобанской культуры и адыгских курганов. Широко бытовал наборный пояс в средневековье в среде кочевников, от которых, по мнению некоторых исследователей, его заимствовали многие оседлые, земледельческие народы.
Наборный пояс был широко распространен в средневековый период у кочевого и оседлого населения Северного Кавказа. Более того, здесь находился один из центров производства таких поясов. Возможно, от населения равнинной зоны пояс стал известен и горцам Восточного Кавказа. В археологических материалах (раскопки Д. М. Атаева) по раннесредневековой культуре Нагорного Дагестана отсутствуют вещи, которые напоминали бы какие-либо варианты наборных поясов. В то же время детали таких поясов хорошо представлены в памятниках этого периода, обнаруженных в предгорье и в равнинной части Дагестана, т. е. на той территории, население которой тесно контактировало с другими народами. В этой связи интересно наблюдение, сделанное В. Б. Виноградовым и X. А. Мамаевым на материалах Чечено-Ингушетии. По их мнению, появление наборных поясов в раннесредневековых некрополях горной зоны находится в прямой зависимости от степени интенсивности связей этих районов с равниной.
О том, что именно эта художественная традиция сохранилась на Северном Кавказе и в Дагестане по крайней мере до XIX в. писали О. В. Румянцева, Я. А. Федоров и Г. С. Федоров 19. С. И. Вайнштейн, изучавший народное искусство кочевников, отмечал «черты типологического сходства средневековых наборных „кочевнических" поясов с традициями „кавказских" поясов, доживших до современности». Конечно, за более чем тысячелетний период заимствованные бляшки-накладки, их декор, техника изготовления значительно изменились, превратившись из «кочевнических» в «кавказские».
В итоге иными стали многие конструктивные и художественные детали украшения, появились новые технические приемы декорирования, новый художественный стиль «убора», что вызывалось новыми эстетическими представлениями и вкусами. Так, совершенно другой стала пряжка —- главная деталь собственно пояса. Если в кочевническом быту она должна была выдерживать различное походное и другое снаряжение всадника, закрепленное на портупейных ремешках и крюках, то в начале XX в. она и без крючка выполняла свою роль. Пряжка, которая раньше выделялась на поясе, теперь мало заметна и стилистически едина со всем «убором» пояса. Каковы же конкретно (кроме бросающегося в глаза сходства) параллели рассматриваемых нами видов поясов?
Начнем с общих характеристик поясных «уборов». Известно, что уже в X—XI вв. воинский пояс стал символическим украшением (раньше он был знаком сословной принадлежности, воинской иерархии), а наряду с воинским появился повседневный, а значит, более массовый наборный пояс, который украшался только спереди. Так же декорировались и известные пояса в прошлом. Подавляющее большинство их бляшек-накладок было расположено на передней, «лицевой» стороне пояса. «Спинная» группа накладок состояла из небольшого числа деталей и не имела, за редким исключением, подвесных ремней. Поясные подвесочные ремешки в прошлом являлись портупейными ремнями. На них подвешивались палаши, сабли, ножи, а также мешочки или маленькие сумочки с мелкими предметами.
О том же напоминают бляшки подвесок старинных поясов. Набор бляшек подвесных ремней, за редким исключением, состоит из наконечника и деталей, повторяющих пряжку и «обоймицу». При этом широко встречаются ложные пряжечки, полностью превратившиеся в накладку-украшение. Можно предположить, что эволюция портупейных подвесок шла от ремешков с закрепленными на их конце настоящими пряжечками до комбинированных, когда наряду с такой подвеской, дополненной «обоймицей-под-совало», опускался ремешок с наконечником.
Вместе они составляли портупейное звено пояса, впоследствии превратившееся в украшение. Привлекают внимание бляшки-накладки. Ясно заметно сходство в таких бляшках, как лунница, являющейся собственно поясной бляшкой. На территории Дагестана она выявлена еще в археологических памятниках, относящихся к IV — первой половине V в. н. э. В более поздних материалах кочевнических древностей они встречаются достаточно широко.
На рассматриваемых поясах на паре подвесных ремешков крепилась лировидная (или геральдическая) объемная бляшка-коробочка. В отдельных случаях к ней приделана даже крышечка. Такие подвески и бляшки широко представлены в наборных поясах Северного Кавказа эпохи раннего средневековья. В период распространения в этом регионе огнестрельного оружия эта бляшка, как и прямоугольная разновидность такой же накладки, стала употребляться как коробочка для оружейного масла, жира и т. д. В начале XX века с сокращением местного производства огнестрельного оружия кавказского типа коробочка вновь превращается в простую объемную накладку, напоминающую о существовавшей ранее традиции. На них стали изображаться обоймы с патронами, различные личины. В качестве накладки для подвесных ремешков использовалась деталь в виде композиции из пары конских фигур с головами, обращенными в противоположные стороны.
Эта композиция широко известна в археологических древностях. В материалах салтово-маяцкой культуры она фигурирует как поясная деталь. Среди наконечников подвесных ремешков наряду с поздними деталями встречается наконечник с изображением головы льва. На тех же салтовских поясах есть изображения зверей. Многочисленны косвенные археологические аналогии другим разновидностям бляшек-пуговок (овальных, круглых, звездчатых и др.).
В раннее средневековье у кочевников широко бытовали пояса не только с подвесными ремешками, но и без них. Так, 60% поясов этого периода, по подсчетам В. Н. Добжанского, не имеют подвесных ремешков с накладками. Нет подвесных ремешков во многих поясах, выявленных археологами на Северном Кавказе. Точно так же на многих поясах, рассматриваемых в статье, нет подвесных ремешков (азербайджанский, варианты дагестанских, кумыкских поясов). Аналогии в археологических древностях Северного Кавказа мы находим наборному кумыкскому поясу. Его детали повторяют многие формы бляшек наборных поясов из Верхнего Карачая, Мокрой Балки, Гоуста, датируемых VI—VIII в. н. э. Обращает внимание стилистическая особенность форм многих деталей — края в виде скошенной к лицевой стороне бляшки грани. На кумыкском поясе крепились бляшки-кресты, известные также из археологических материалов. «Дожила» до недавнего времени как функционирующая деталь бляшка-крючок, служившая в прошлом для подвешивания колчанов, а в начале XX в. для прикрепления на весу шашки. Бляха-накладка для подвешивания наконечника владикавказского пояса напоминает накладки археологического пояса из Мокрой Балки, наборных поясов древних тюрок.
Даже в технике декоративной отделки мы находим преемственность. Так, в раннем средневековье широко представлены наборные пояса с литыми или штампованными деталями. В IX—X вв. у хакасов появляются пояса из железных бляшек, украшенные инкрустацией из меди. Пояса с железными бляшками с серебряной инкрустацией встречаются в более поздний период (XI—XIV вв.) у сибирских и среднеазиатских кочевников. Еще в X—XI вв. широко использовалась в отделке поясов чернь. Инкрустация и чернь, как мы отмечали выше, широко представлены в наборных поясах, создававшихся народными мастерами.
Полнее и глубже судить о развитии и эволюции изготовления мужских наборных поясов, бытовавших на Северном Кавказе на протяжении почти 1,5 тысячелетия, сложно из-за отсутствия или недостатка материалов, относящихся к периодам зрелого и позднего средневековья. Кроме того, в период зрелого средневековья различные племена и народы принесли на Северный Кавказ свои ремесленные и художественные традиции.
Поэтому нельзя исключать и возможностей новых заимствований и появления новых элементов в наборных поясах. В то же время слабая изученность культурно-исторических взаимовлияний, отсутствие документированных материалов не позволяют проследить влияние художественных традиций Закавказья, Ирана, стран Ближнего Востока на формирование наборных поясов Северного Кавказа. Сегодня известно, что культура народов этих регионов сыграла важную роль в сложении традиций орнаментальной культуры Дагестана.
Поэтому сделанная нами попытка провести параллели с археологическим прошлым — всего лишь первый шаг в изучении процесса формирования и развития самобытной художественной традиции изготовления наборных поясов на Северном Кавказе. Дальнейшего изучения требуют материалы музейных коллекций. Это поможет выявить все многообразие наборных поясов, их художественные достоинства, особенности бытования и т. д.
Традиции изготовления наборных поясов в промыслах Северного Кавказа сегодня оказались незаслуженно забытыми; необходимо возродить их. Эта задача тесно связана прежде всего с дальнейшим развитием народного декоративно-прикладного искусства, а также тенденциями современной моды, которые надо формировать, исользуя и опыт народного искусства советских народов.
Комментариев нет:
Отправить комментарий