Мурашева В. В.
Убор воина и коня в Древней Руси, как социально-этническая категория (по материалам наборных украшений X - XIII вв.)
Наборный пояс — ремень, украшенный металлическими накладками, и наборная узда были весьма популярны в эпоху раннего средневековья. Мода на подобные украшения существовала на всей территории евразийских степей и в районах, к ним прилегающих. Несмотря на то, что огромное количество ременных бляшек происходит и из памятников с территории Древней Р/си, этот материал выпал из поля зрения исследователей и до настоящего момента не был даже систематизирован, что и явилось основной причиной постановки данной темы.
Всего в работе учтено 3076 накладок, которые происходят из 63 памятников (не считая огромного, почти полностью депаспортизованного материала из Владимирских курганов, раскопанных А. С. Уваровым и И. С. Савельевым). Большая часть наборных украшений происходит из. так называемых «дружинных курганов» — памятников эпохи образования Киевского государства.
Постановка вопроса о наборном поясе, как об источнике по социальной истории потребовала выяснения семиотического статус; пояса в Древней Руси, то есть его положения в системе ценностей. Для решения этой задачи необходимо рассмотреть сочетание пояса с другими предметами в погребальных комплексах, его расположения в погребениях, случаи нестандартного расположения, а также привлечь данные этнографии и письменных источников.
По мнению большинства авторов, мода на пояса, украшенные металлическим набором, была общей для всего кочевнического мира Евразии. Традиция косить наборные пояса проникала м в среду оседлых народов, особенно тех, которые по своему общественному развитию стояли на стадии военной демократии.
Из работ, посвященных символическому значению пояса, его месту в знаковой системе, наиболее фундаментальной является книга венгерского археолога Г. Ласло, в которой рассматриваются аварские древности. На конкретном материале автор доказывает, что пояс отмечал ранг покойного в социальной структуре.
Значение поясного набора как признака воинского достоинства отмечалось также Б. А. Рыбаковым, С. А. Плетневой, Е. Е. Ковалевской.
Ряд статей посвящен орнаментации наборных бляшек (Е А. Фопякова. Т. И. Макарова и С. А. Плетнева, Е. К. Ковалевская).
В археологической литературе закрепилось мнение о поясных наборах, как о предмете «восточного» импорта.
А. Я Кирпичников в работе о снаряжении коня и всадника предлагает несколько реконструкций древнерусских уздечек.
Украинские ученые высказываются в пользу местного производства части ременной гарнитуры. Д. И. Блифельд выделил специфический «черниговский пояс». Р. С. Орлов предполагает существование двух местных школ металлообработки, испытавших значительное влияние восточной торевтики.
ТЕХНОЛОГИЯ ИЗГОТОВЛЕНИЯ РЕМЕННЫХ БЛЯШЕК И НАКОНЕЧНИКОВ
I. Литье по восковой модели; орнамент на воск нанесен резцом. Изделие моделировалось на плоской поверхности, полученная восковая модель заливалась глиной и обжигалась. Изготовленная таким образом разъемная форма вновь заливалась воском, отливку слегка подправляли и прикрепляли к ней восковые штифты и, наконец, изделие отливалось с потерей формы. С использованием данной технологической схемы изготовлены все бляшки и наконечники, украшенные в древнескандинавских орнаментальных стилях, а также некоторые другие изделия.
II. Литье по вылепленной от руки восковой модели. По этой схеме отлита серия слегка ассиметричных, с очень неровной поверхностью, ременных наконечников, следы заглаживания воска видны даже невооруженным глазом.
III. Литье по восковой модели, для получения которой использовалась матрица. Тонкий пласт воска накладывался на матрицу и продавливался чем-то мягким. Матрицы, видимо, чаще всего, походили на углубленные литейные формы. Представляется, что они могли получаться путем оттискивания в глине штампа с позитивным изображением.
IV. Литье по восковой модели с использованием матрицы и железных штифтов. Технологическая схема для изготовления данной небольшой группы изделий из Подмосковья отличается от вышеописанной лишь тем, что штифты не отлиты вместе с бляшкой, они представляют собой фрагменты тонкой железной проволочки, загнутой в виде скобы и вмонтированной в восковую модель.
V. Литье по восковой модели, по воску прорезаны углубления для серебряной проволоки. Контур бляшки с помощью шаблона вырезался из тонкого воскового пласта, затем намечались ячейки для врезной таушировки и на изнаночной стороне крепились восковые штифты (они отливались монолитом с бляшкой). Остальная последовательность операций — отдельная отливка, в случае их наличия, вставок в виде ромба, треугольника, звезды; золочение фона; соединение двух частей бляшки путем клепки — описана Р. С. Орловым.
VI. Литье по модели, изготовленной из воскового шнура. Принцип отливки украшений по модели из провощенных льняных или шерстяных шнуров реконструирован В. А. Рыбаковым.
VII. Литье по отпечатку в глине.
VIII. Литье в каленные формы для получения поясных украшений использовалось крайне редко.
ОРНАМЕНТ
Значительная часть ременных накладок, украшена растительным орнаментом, который в литературе, получил название «постсасанидского стиля». Термин в значительной степени условен, он обозначает, прежде всего, средневековое арабское декоративное искусство, указывая на самые истоки мусульманского искусства, которое развивалось, в основном, на базе искусства Сасанидского Ирана.
В древности в Средневековье орнаментация не носила чисто декоративного характера. Любой декор был полон глубочайшего духовного смысла и символам средневековой орнаментики отводилось строго определенное место и приписывался связный набор значений.
Хазарская традиция
Именно салтово-маяцкие металлические изделия, предметы прикладного искусства Хазарского Каганата явились теми архетипами, которые оказались наиболее продуктивными, для создания восточноевропейских наборных ременных украшений.
Наиболее характерным элементом салтовского орнаментального декора являются округлые бутоны или «почковидные» листья. Бляшки, украшенные композицией из таких листьев, типичны для данной культура. Можно указать целый ряд направлений развития этой композиции в постхазарское время (разработка «идеи» стебельков, разделяющих цветки, «шишечки» на их концах в декоративные детали формы, упрощение формы самих цветков и др.)
Возможные прототипы бляшек с головками хищных птиц также надо искать на территории Хазарского каганата (северокавказские амулеты).
СТАТУС ПОЯСА В СРЕДНЕВЕКОВОЙ РУСИ
Вещи, попадая в сферу человеческих отношений, чаще всего получают дополнительную идеологическую, знаковую нагрузку. Семиотический статус вещи отражает соотношение «знаковости» и «вещности», символических и утилитарных функций.
Можно выделить следующие функции пояса в эпоху средневековой Руси:
1) утилитарная — прежде всего, стягивание одежды. Кроме того, пояс выполнял роль «кармана», к нему подвешивались различию предметы и портупеи. Особое место занимал в раннее средневековье наборный пояс.
2) обрядовая — основана на функции завязывания, аналогии с веревкой. При борьбе с нечистой силой пояс часто получал значение средства, связывающего злых духов. Поскольку нечистая сила ходит всегда неподпоясанная, то ходить без пояса считалось неприличным. В эпических произведенная богатырский пояс увеличивает силу его обладателя.
3) выражение этнического и религиозного самосознания — представление о том, что чужестранец и иноверец не должен быть подпоясан.
4) социальная — среда элементов костюма, почти всегда связанного с социальным статусом владельца, у многих народов выделялся пояс и получал «повышенную» социальную нагрузку, принимал участие в обрядах, связанных с переходом юношей в разряд взрослых воинов. Степень его богатства зависела от социальной ступени, которую занимал его владелец; известно, что в иерархии социально значимых предметов Византии, Китая, Персии, Арабского Халифата пояс, также занимал определенное место.
Археологические источники позволяют сделать попытку рассмотреть роль пояса в домонгольскую эпоху. Дня исследования выбраны: Гнездово, памятники Ярославского Поволжья; сельские кладбища Изюрского плато и Бирка — памятник эпохи викингов с территории Швеции.
Подсчет коэффициента сопряженности между типами («рангами») поясов и элементами сопровождающего инвентаря для каждого из памятников и построение графов на этой основе позволили сделать ряд наблюдений.
В домонгольскую эпоху, наборный пояс получает наибольшее распространение в X веке, очевидно, что он связан с дружиной, возможно особенно с какой-то определенной ее частью, не занимавшей самого высокого положения, однако, встречается и в самых больших курганах, в которых похоронены люди, занимавшие верхушку социальной лестницы. Наборный пояс не обнаруживает жесткой связи с положением человека в социальной структуре (как, например, это зафиксировано у авар).
«Венгерская» или «позднехазарская» школа, (первая половина X в.) Этот пласт предметов представлен всего одним поясным натром из черниговского кургана «Гульбища». Яркие, великолепно выполненные из серебра вещи этой серии, относятся к позднему этапу культурного пласта, который породил венгерское искусство, видимо, он связан с Хазарией. В качестве признаков, которые позволяют выделить данную школу, можно указать следующее: материал — серебро, сечение — выпукло-рельефное, наличие полусферического выступа в центре, среди орнаментальных мотивов - сочетание остролистных полупальметт с многолепестковым цветком.
I этап — ранне-болгарский (первая половина X сока). К этому периоду удалось отнести сравнительно небольшое количество ременных накладок. Растительная орнаментация еще не является характерной для этой стадии. Если растительные мотивы и появляются, то они лаконичны, близки к геометрическим. Орнамент чаще углублен, вдавлен, характерен рифленый ободок, отогнутый бортик и плоская верхняя поверхность. Для этой ранней стадии используется литье по восковой модели с использованием матрицы
II этап — развито-болгарский (вторая половина X века). Основная масса находок ременной гарнитуры из памятников на территории Древней Руси относится именно к этому кругу предметов. Яркими признаками этого этапа являются: бронзовое литье по восковой модели с использованием матрицы (наличие негативного рельефа), отогнутый бортик, плоская или двускатная верхняя поверхность. Для этого этапа свойственно исключительное разнообразие форм и орнаментов, но особенно характерна растительная орнаментация, синтез постхазарских и постсасанидских мотивов.
III этап — поздне-болгарский (XI-первая половина XIII в.).
Основными признаками данного этапа производства ременной гарнитуры являются: выпуклое сечение бляшек и наконечников, один массивный штифт в центре для крепления бляшек или расположение штифтов по центральной оси для наконечников, трапециевидная форма наконечников, полукруглые выступы по краям ременных наконечников, деградация растительных мотивов.
Наборные пояса в погребениях часто
связаны с торговыми предметами: весовые гирьки, таможенные печати. Купец был
одновременно и воином, иначе никак в ту грозную эпоху.
В духовных грамотах (завещаниях)
московских князей 14-16 века пояс всегда перечисляется как статусная вещь,
важная часть наследства. В 1433 году на свадебном пиру князя Василия
Васильевича (будущий Темный) разгорелся скандал, связанный с тем, что золотой
пояс, одетый на Василии Косом, ему по праву не принадлежит. Василий в обиде
перешел на сторону своего отца — князя Юрия, что и явилось началом войны.
Исследование хазарских древностей
позволяет предположить, что поясами снабжали всех мужчин, прошедших обряд
посвящения (Плетнева 1967 стр. 164).
Элементы костюма в эпоху средневековья
могли выполнять роль современных погон, то есть указывать на ступень,
занимаемую человеком на социальной лестнице (Мурашева стр. 79).
Комментариев нет:
Отправить комментарий