Кубанские Войсковые Ведомости
№ 14
8 апреля 1867 год
стр. 55
Николай Каменев
Бассейн Псекупса
(отрывок)
В древнейшие времена, когда греки и франки интересовались Кавказом, нынешние адыгские племена обитали на берегу Черного моря, на землях «Хекужж», хеку — родина, отечество, жже — старый, Хекужж — пепелище, — название, уцелевшее до настоящего времени в искаженном слове «хакуч», которым именуется незначительное племя горцев, испытавших последние удары нашего оружия. Земля Хекужж заключала в себе несколько бухт, простираясь от Анапы, вниз до земель «Абазы» — абхазов.
Народ в Хекужже говорил одним языком. Не подчиняясь единой власти, он не имел и общего племенного названия, исключая «чилле» — !народ», «человек» — «цыф», иногда же, для обозначения места жительства, он назывался по именам рек, возле которых группировались его хутора.
Жизнь в Хекужже была привольная, вся деятельность жителей обращена была на промышленность и торговлю, от которой они богатели. Князей и духовенства у них не существовало, слово же «ворк» хотя и было, но оно означало человека гостеприимного, обладающего средствами принимать странников и гостей, для чего вблизи его жилища устраивался «хачиш» — помещение для приезжих.
С понятием о гостеприимстве неразлучно было и понятие о благородстве, но ворки не имели никакой власти и никаких особенных прав. Для них достаточно было всеобщее уважение, возбуждаемое в народе исправлением лучшей добродетели. Власть принадлежала главе семейства, в более важных случаях старшему в роде; скорее всего, народ был склонен повиноваться иностранцам, людям закованным в сталь, богатым, умным, день высадки которых на берег назывался «мафешху» — днем торжественным, даровавшим народу праздник. Такое гостеприимство могло послужить грекам поводом назвать Черное море, несмотря на его бури, гостеприимным морем — Эвксинским понтом.
Когда же торговые сношения морем прекратились, обедневший народ, вынужденный искать средства для своего существования в обрабатывании земли, начал из Хекужжа выселяться. Выселение совершилось в два периода. В первый — народ заселил земли пустые, без пролития крови. Во второй период, он оставил Хекужж большими группами, под предводительством князей и, захватывая внутренние земли, силой подчинял своей власти всех жителей, разбросанных на пути его шествия.
Проследим первый период.
Часть аборигенов, обитавших в окрестностях Анапы и Цемеса, двинулась на север к Азовскому морю, где пополнилась остаткам народов, разгромленных нашествием гуннов, поселилась также и в Крыму. Из них впоследствии образовалось племя кабардинцев. Под влиянием местных условий, ближайшего столкновения с цивилизованными народами, кабардинцы усвоили себе их предания, вооружение и ознакомились с внутренним их устройством. Но, живя в Европе несколько столетий, они не прерывали сношений своих с Хекужжем. Ближайшие родичи их, оставшиеся в Цемесе, приняв к себе дружину иностранцев, по кабардинским преданиям, прибывших из Египта, а по преданиям натухаевцев и шапсугов из Малой Азии, успели подчиниться им, признав главою Кеса — предводителя дружины. Они дали ему звание «Пши» «Пшисшха» — высший, высшая голова, а дружине его почетное звание «ворков». Узнав о доблестях Кеса, кабардинцы обитавшие в Крыму, руководимые влиятельными старейшинами, также подчинились его власти, исполнителями которой была дружина пришельцев, связанная с туземцами узами родства и соблюдением коренных народных обычаев.
Таким образом, Кес и его дружина окончательно усвоили обычаи и предания, заимствованные в Европе кабардинцами, и положили прочное основание феодальному строю в своем племени.
Менее счастливые обитатели Хекужжа подались массой к верховьям приморских рек перевалив через хребет, заселили земли до нижней Кубани. Они не удалились от патриархальной простоты родового быта и, вследствие того, сохранив народное правление, сплотились в два самостоятельных племени, известных впоследствии под именем шапсугов и натухаевцев.
Те же из аборигенов, которые выселились из Хекужжа семействами, сгруппировались в ущельях, между реками Шахе и Хоста, занялись разбоем на море и грабежом на сухом пути. Они вооружили против себя жителей оставшихся в Хекужже; заставили их прекратить с собой всякое сношение и получили от них наименование Убых. «Убы» — корень глагола «убыныр» — поручить, злословить, «х» — окончание множественного числа, — что означает людей, достойных за свои нравственные качества ссылки. Отчуждение убыхов от земляков и влияние замкнутой, дикой природы, отразилось на языке, нравах и обычаях, выработали из убыхов отдельное, самобытное племя на Западном Кавказе, ближе всех связанное с адыгским казачеством, слившимся с абадзехами.
Участь же аборигенов, которые увлеклись розыском земли, наиболее удобной для полевого хозяйства, распространили хутора свои на плоскости до рек Белой, была самая печальная. Удаленные от родины и не удержав родовой власти, они не составили отдельного племени — сильного единодушием и сделались, как увидим ниже, жертвою своих же земляков, выведенных из Хекужжа во второй период выселения.
Выселение во второй период совершилось с двух береговых пунктов: Туапсе и Цемеса, где приняты были народом дружины иностранцев, утвердившие возникшую из их среды власть князя. Народ, нуждавшийся в земле, управляемый предприимчивыми князьями, желавшими утвердить в своем потомстве власть, самостоятельно выступил из Туапсе и двинулся вовнутрь страны Чиллепсинским ущельем.
А из Цемеса народ ушел, спасая свою независимость, по дороге анапской, пробитой генуэзцами, которые вели торговлю синдами, антами и аланами, занимавшими в древнейшие времена земли, доставшиеся нынешним адыгским племенам.
Через ущелье Чиллепсинское, получившее название от реки «Чиллепси» — чилле — народ, пси — вода, река. Первыми прошли выходцы, положившие основание племени «Кемугой», «кем» — вероятно, имя собственное, «угой» — корень глагола «угоиныр» — собирать. Имя князя, поднявшего их с Туапсе, предание не сохранило, но он победоносно довел свой народ до реки Белой, и умножил его однодворцами, не успевшими укрыться в горные трущобы.
Захваченные внезапно и покорившиеся власти добровольно, вошли в состав племени под именем «ог» — подвластный, корень глагола «огоныр» — держать в подчинении. Те же, которые отстаивали свою свободу упорной защитой или спасаясь бегством, захвачены были врассыпную, сделались военнопленными и поступили рабами к лицам их взявшим под названием «пшитль» — буквально «муж высшего».
Как опытные, трудолюбивые земледельцы, они, с лишением свободы, приобрели особое внимание со стороны владельцев, которые, имея в виду укрепить их за своим потомством и не допустить бегства, вместе с покровительством, утвердили за ними и права, до ныне сохраненные.
Чрез это же ущелье, гораздо позднее племени Кемугой, прошли нынешние Бжедухи, предводимые Керканом и Хамышем. Сделавшись обладателями Псекупса, они, в свою очередь также захватили бессильных однодворцев, избежавших власти темиргоевцев.
Но замечательнее предыдущих выселений, совершилось выселение из Хекужжа кабардинского племени, над начальством князя Инала.
Полагаем, что не сделаем большого отступления от главного предмета нашей статьи, изложив здесь некоторые подробности относительно возвращения на Кавказ сильного, устроенного и образованного жизнью в Европе берегового Кавказского племени.
Кабардинцы, обитавшие в Крыму и Цемесе, избрав повелителем своим Кеса, не оставили без внимания соседних с Цемесом жителей, опустошавших его постоянными набегами. Будущие натухаевцы и шапсуги, носившие иногда название «Кяхга» — низовых жителей, не в силах были сопротивляться нападению соединенных властью кабардинцев. Он были покорены ими, обложены податью и навсегда лишились права иметь из среды своей дворянство, получив недолго носимое название «Кесог», буквально — Кеса подвластных. Покорение народа Кяхга сделало кабардинцев владетелями Хекужжа до ущелий, занятых убыхами и первенствующим племенем в числе Кавказских аборигенов.
Комментариев нет:
Отправить комментарий