Ригельман А.И.
«Летописное повествование о Малой России и её народе и казаках вообще, отколь и из какого народа оные происхождение своё имеют, и по каким случаям они ныне при своих местах обитают, как то: Черкасские или Малороссийские и Запорожские, а от них уже Донские и от сих Яицкие, что ныне Уральские, Гребенские, Сибирские, Волгские, Терские, Некрасовские и пр. казаки, как равно и Слободские полки»
1778 год
Хотя всем довольно известно о находящихся в России козаках, каковы и что от них полезности состоит, но в какое время начало свое взяли и как они происходили до нынешних своих степеней, времен и мест, уповательно, мало кому в точности известно. А хотя кто что об них и ведает, чаятельно и то только по нескольку и о некоих, а не обо всех вообще, как то: о запорожских, украинских и черкаских, донских и прочих козаках...
Одни повествуют, будто происходят от народа козарского и поселились при Днепре-реке и оттоль расширились по всем тем местам, где ныне обитают...
Другие, как то запорожцы, жившие при днепровских порогах, собственно о себе объявляли, якобы войско их начало свое возымело от 948 года чрез вышедшего тогда из Польши некоего человека, именем Семена, роду козарского, который якобы для рыбного промыслу и ловли звериной на устье Бог-реки, и ее лимане, место избрал, и купа, по извещению его о тамошнем свободном промысле, присовокупились к нему земляки его и составили сперва чрез то шайку человек из ста или более. Семена того поставили над собою атаманом и жили там времени несколько, промышляли якобы только звериною и рыбною ловлею, потом от времени до времени приумножилось их до несколько. Носили одежду от ловли своей, поделанную из кож диких коз и сайгаков. Чрез что, а паче чрез великое уже число их, будто бы прославились славными стрелками, и наименовали их по тому козаками. И урочище то, где первое начальное зборище имели, якобы проименовалось с того времени Семеновым Рогом, которое, де, и доныне тем званием именуется...
Сие повествование о происшествии их от козар, без сомнения, взяли они из своей же малороссийской истории, писанной неизвестным, якобы действительно они начало свое производят от древних козар и от того проименовались, наконец, в Малой России козаками...
Иные ж мнят о себе быть из народов роксолянских, донцы ж — чз черкес. Прочие же — от древних неких вольных людей, кои якобы не принадлежали ни к какому владению, и потому мнят о себе все, будто бы они навсегда право имеют в вольности, и ни под чьим точным владением, как только под защитою тех областей, к которым они прикосновены состоят. И для того не почитают себя, чтоб они подлинно были из русских людей или чьи бывшие подданные...
Когда же те киммерийцы оттуда по полуночным странам расселилися и во иные потом пременилися народы, как то: в литву, в жмуды, в готфы и в прочие, тогда во оной стране Меотического озера и Кимериского Босфора племя некое, Скифское ж, глаголемое (от гор Аланских) аланы, прозваны потом (от реки Козара именуемой) козары, поселились и долгими временами расплодилися зело и населилися пространно по обоим сторонам Дона, как то в Азии, даже до Волги и устья ее, впадающей в Каспийское, или Хвалынское море, иные же в Европе, даже до Днепра, в Черное море входящего. От него же часть не малая, перешед Днепр, над Черным морем, его же и Евксинским Понтом нарицают, поселилися, где ныне Ачаков, или бывший Бористен, и Белгород, или Акерман, и далее, ибо и до Панонии досягали, но уже тамо иными названиями прозваны были, как то: иногда авары, гунны и во инные переменилися народы. Были же нравом грубы, свирепы и нелепообразные. Обычай у них был точно такой, каков ныне у татар: жительствовали более в полях, нежели в городах и селениях, без храмин, в шатрах, кушах или кибитках, переходя от места на место ради скотоводства, в чем их и пажить состояла, так равно, как и ныне кочующие в степях, питалися зелием и мясом более, нежели хлебом, мясом же наполу суровым, то есть полувареным или полупареным. На войне и бранях были зело храбры и всем страшны.
Начальника их называли каганом (иностранные же летописцы нарицали его хаганом или хаян). Название же то, каган, не было имя прямое человеку, но старейшему или начальнику титла так подобно, как у нас ныне царь или князь…
О храбрости народа того много в древних летописцах греческих и римских описуется, а наипаче Царюграду опасны были. Подходили под град оный морем, под ним же и побеждены были чудесно в царство Ираклиево, в патриаршество же Сергиево силою град свой от тех поган козаров, яко же и от персов, с ними согласившихся и купно на град воевавших, защитили, о чем пространно писано в синоксарях акафистных, в пятую субботу Великого поста на седальном читаемых…
Имели же козары издавна, прежде крещения, власть над Киевом и над иными некиими российскими странами и дани от них брали беличьими кожами с каждого дому и от плуга по шелягу. Но после Оскольд и Дир, пришедши из Великого Новагорода от князя Рюрика, сели в Киеве и не стали давать дани козарам; по Оскольде же и Дире Олег княжил в Киеве, отнял от козаров Север и Радимичи.
По Олеге княжил Игорь Рюрикович, по нем Святослав Игоревич отец великого князя Владимира. Тот Святослав (как о нем и Нестор Святый пишет) шел на Оку-реку и на Волгу, обрел там вятичей, дающих дань козарам, отнял их от козаров, потом всею воинственною силою ходил на козар. Також-де и козары с князем своим каганом, ополчившись, против его вышли и брань крепкую учинили, и одолел Святослав козаров, и город их Белую Вежу взял, и дань на них наложил.
Но, однако, тех только козар Святослав себе покорил, кои жительствовали на стороне Европейской, то есть на сей стороне реки Дона, а по другую оного сторону, в Азии бывшие, козары, верою христиане, свою имели область до тех пор, доколе иной народ, именуемый половцы, от готфского народа происшедший (а готфы от цимбров произошли), совокупясь с печенегами, так, как с единоплеменными себе, во-первых над Понтом Евксинским, или Черным морем, изгнавши оттуда бывшие там народы, поселились, оттоль пошли на тех козаров и многие лета имели брань с ними и, повоевав, наконец, истребили козар и местами их обладали…
От сего то носящегося молвою в народе имени козаки запорожские, живущие в Сече, особливо о себе произносить стали, якобы они подлинно от козар происшествие свое имели и тем представляли себя быть народу вольному (да и другим об оном повод подали), не упоминая уже того, что жительство и общество их стало быть со времени, когда Польшею велено было украинским козакам содержать заставу ниже днепровских порогов, куда оные посылаемы и определены были для удержания набегов в Украйну и в Польшу татарских; оставляя и то, что они все там безженные были и потому племя свое производить не могли, но набиралися потом к тому числу из гулящих козаков же и из разных родов людей, бродяг, сходцов и беглых, а паче россиян и составляли тем кош и войско свое...
Следовательно, по вышеописанному описанию, надлежало б
им себя прямо называть славянами, аланского роду, а не козарского, так равно,
как мы, россияне, от славянского ж рода себя именуем. А если б вести им имя
особое, то следовало б называться черкасами, по пришедшим потом в Украйну из
черкеской Кабарды черкесами, которые, смесившись с украинцами вообще,
проименовались тем именем, коим и доныне еще именуются. Притом доказывает и то,
что сходство лица, одежды и несколько жительство, обычай и во многом обряды
равные с черкесами имеют. Когда ж черкесы в Украйну пришли и где сначала
селились, об оном ниже с точностью объявлено.
* * *
Комментариев нет:
Отправить комментарий