воскресенье, 17 июля 2022 г.

 

Tенгрианский календарь

 

В Хазарии, а значит и у касогов, существовал свой тенгрианский календарь.

Совершая циклическое движение по степным и лесостепным просторам Евразии от монгольских пустынь до венгерской пушты, от кряжей Саянского хребта до Карпатских предгорий, кочевники проходили через множество географических, ландшафтных и климатических зон. В этом вечном пути появлялись и росли дети, женились молодые, уходили в другой, тоже Вечный, путь старцы, гибли герои, отмечая курганами вехи дорог. В этом кружащемся бесконечном мире единственными неизменными ориентирами были звёзды – божественное Синее Вечное Небо, обитель верховного бога Тенгри.


 

А. И. Левшин в книге «Описание киргиз-казачьих, или киргиз-кайсацких, орд и степей» пишет следующее: «Зная положение большей части светил небесных, кочевник смело пускается ночью в путь по степям, в которых нет ни дорог, ни тропинок и не только безошибочно достигает желаемой цели, но даже определяет на каждом шагу час или время, протекшее от начала ночи в место, где застанет его утро. Таким же образом, смотря на солнце, узнает он, сколь давно показалось оно на горизонте и когда скроется. По сим замечаниям располагает он занятия свои, отдых, путешествия, остановки, выезды, свидания. Словом сказать, он смотрит на небо, как европеец на карманные часы».

Российский ученый Б. Л. Ритин отмечает, «что соотношение 12-летнего цикла с животными было заимствовано китайцами от тюрко-монгольских племен сюнну (гунны), с которыми в эпоху Хань ( III век до н.э. – III век н.э.) они находились в непосредственном соседстве.


Об этих особенных знаниях кочевников писал калмыцкий этнограф У. Э. Эрдниев. « Калмыки не знали часов. В солнечные дни любого периода года они определяли время по тому, на какую часть кибитки и на какую часть предмета падает солнечный свет». Искусство же ночного ориентирования, неведомое оседлым народам, стало неотъемлемым вкладом в боевую технику номадов, способных на массовые ночные передвижения по звездам.


Тенгрианский календарь без преувеличения является одним из сложнейших из применяемых в мире. Кроме движения Солнца и Луны в нём учитывается 12-летний цикл обращения Юпитера вокруг Солнца да ещё и 30-летний цикл Сатурна! В уже упомянутом выше 60-летнем цикле имеются два сатурновых, пять юпитерианских и шесть 10-летних циклов.

Считается, что Великий Чингиз-хан собрался в год лошади в очередной военный поход, но его отговаривали: «Год лошади для войны неудачен, надо подождать наступления следующего года змеи».

На что он сказал: «Я не могу ждать, пусть этот год будет годом змеи».

Выступил в поход и одержал победу. С тех пор год змеи стал впереди года лошади, а в мушеле нарушилось чередование годов.

Каждый год двенадцатилетнего цикла имел своего хозяина. Открывал цикл год мыши, который сменялся соответственно годом коровы, барса, зайца, дракона, змеи, лошади, овцы, обезьяны, курицы, собаки, свиньи.

Казахам календарь известен под названием «мушель».


На заимствованный характер этой системы указывает, в частности, несовпадение символики включенных в ней животных с традиционными древнекитайскими представлениями; так, западу в ней соответствует не тигр, а курица, и т.п.»

Каждый год символизирует один из первоэлементов тенгрианской натурфилософии: огонь, земля, воздух, вода.

В русской дореволюционной научной литературе этот календарь называли киргизским, либо киргиз-кайсацким цикловым календарем. Сегодня его называют циклическим животным календарем, лунно-солнечным календарем народов Юго-Восточной Азии, Юпитерским календарем (по планете, дающей отсчет 12-летнему циклу), но наиболее точным названием является «тенгрианский календарь».

Вместо китайского года дракона у кочевников был год воющего волка. Не год курицы, а год самки дикой птицы. А вместо неизвестной кочевнику обезьяны был год созвездия Плеяды. Нумерация цикла годов отсутствовала, так как все года считались равновеликими. Духи предков и шаманы свободно перемещаются по времени и пространству Верхнего, Среднего и Нижнего миров.

Есть следы его использования и у кубанских болгар. Болгары, которым покорившие их кочевники булгары дали имя, и чья знать из рода Дуло вела летопись, называемую «Връменник българских ханов», обозначали в ней годы жизни правителей по животному календарю. Но он не стал у кубанских болгар народным.

Известный правящей тюркской аристократии, он исчез после ее ассимиляции и христианизации болгар. Но нам любопытен сам факт существования раннесредневекового календаря.

Кроме громадных перемещений к изучению звезд побуждал и характер кочевого производства. Если для земледелия актуальна погода на год вперед, то для кочевника производственный цикл растянут на несколько лет. Для усиленного производства и выживания кочевнику необходимо знать погоду на несколько лет вперед. Особенности производственного цикла и беспрерывное перемещение в пространстве формировали в психологии кочевника особое чувство большого времени.

Ссылка на источник 

Асия Мухамбетова «Tенгрианский календарь»

Комментариев нет:

Отправить комментарий