понедельник, 18 июля 2022 г.

 

Tенгрианский календарь

2-я часть


В Российской империи этот календарь был известен всем кочевым тюрко-монгольским народам, части народов Кавказа, а также тунгусо-манчжурским народам Сибири. 


 

В советской науке второй половины ХХ века среди исследователей животного календаря утвердилась единая точка зрения относительно его создателей. Это – кочевники Центральной Азии, а не китайцы. Создателями календаря являются тюрки, и от них он перешел к китайцам. О тенгрианском календаре упоминает Махмуд Кашгари в «Дивани лугат ат тюрк», сочинении ХI века.

Кочевники использовали этот сложный календарь, чтобы выжить в суровых и изменчивых условиях резко континентального климата Центральной Азии.

Он был необходимой основой, регулирующей хозяйственно-экономическую, политическую, духовную и культурную жизнь, а также ритм личной жизни индивида – словом, все стороны жизни кочевого общества.

В Тюркском каганате (VI-VIII вв. н. э.) тенгрианство было государственной религией, в которой главенствующее положение занимали «три божества Тенгри (тюрк. Небо), Умай, Ыдук Иер-Суб (Священная Земля-Вода)». Письменные памятники древнетюркской эпохи, в которых каганы объявляют себя поставленными над людьми самим Тенгри, а даты их военных походов, кончин и возведения памятников обозначены по животному календарю, демонстрируют это единство государства, религии и календаря самым наглядным образом.

Каковы бы ни были различия между Великими религиями, всем им свойственен один общий признак – наличие собственного календаря. Каждая из них широко распространялась в мире, и самым точным признаком присутствия новой религии было внедрение в повседневную жизнь общества ее календаря. Распространяясь, каждая из религий меняла мировоззрение и жизнь людей, и календарь всегда был одним из действенных инструментов этих изменений.

Каботажное плавание вдоль берегов уже дало древним финикийским мореходам такие знания, которые легли в основу европейской астрономии. Но перекочевки, совершаемые номадами, требовали не меньших знаний, чем морские плавания. Их путешествия по длительности (в пространстве и времени) во много раз превосходили морские маршруты современников. Проходя за год тысячи и тысячи километров по океану трав на степных просторах Евразии, они пересекали по несколько ландшафтных и климатических зон, когда вокруг менялось все – времена года, пейзажи, животный и растительный мир, цвет воздуха и вкус воды. В пути рождались и подрастали дети, мужали юноши, уходили старики... И в этом движущемся мире единственными устойчивыми знаками, по которым можно было сверять путь, были звезды.

Необходима была система, позволяющая предвидеть эти коварные изменения климата. И она должна была работать на много лет вперед, не меньше того срока, за который молодняк любого из четырех видов скота, который разводили кочевники (лошади, овцы, коровы, верблюды), успел бы вырасти и дать приплод. Этой системой и стал тенгрианский календарь.

В своей родной кочевой среде мушель – это солнечно-юпитерный календарь, Новый год по нему всегда наступает в одно и то же время, – в Великий день земли и народа, в день весеннего равноденствия.

Трудно поверить, что китайскую аристократию, которую на столетия захватывала страсть к одежде, музыке, юртам кочевников не увлек и такой фантастический календарь, который непременно должны были веками насаждать сверху целые династии кочевых правителей.

Они просидели на китайских тронах гораздо дольше, чем в Болгарии, и оставили мушель в этой стране навсегда, внедрив так прочно, что животные-символы стали характерным атрибутом китайской культуры.

Согласно современной науке, циклический календарь существует не менее трех, четырех, пяти тысяч лет. Мы предполагаем, что его возраст намного больше.

Известно, что в средние века, когда у монголов Новый год приходился на день осеннего равноденствия, Хубилай, внук Чингисхана, став правителем покоренных монголами провинций Китая в 1267 г., перенес начало Нового года на первое весеннее новолуние.

Верблюд, объединяющий всех животных календаря, является в культуре тенгрианских народов символом не только Космоса, но и Хроноса, а распространенная у тюркских народов легенда о разлуке верблюдицы с верблюжонком, сопровождаемая инструментальными мелодиями-плачами, есть устойчивый символ разрыва временных связей и нарушения миропорядка.

В мифе и сказке и, соответственно, в календаре присутствуют животные дикие (мышь, барс, волк, змея), промысловые (кабан, заяц, птица) и доместифицированные (верблюд, корова, лошадь, овца, собака), т. е. объекты охотничьего и скотоводческого хозяйственных типов центрально-азиатской фауны.

В казахской орнаментике, более поздней по сравнению с сакской, вероятно существовало табу на изображение зайца как символа самого несчастливого года, а символ-мотив кабан-доныз под влиянием ислама был или переименован, или заменен. Известно, что в Золотой Орде изображение свиньи заменяли изображением слона... в связи с мусульманством.

Время тенгрианского календаря не имеет ни начала, ни конца, его концы – это всегда начала новых циклов. Строго говоря, в этом календаре невозможно однозначно определить Первый год. Начало круга мушеля с года мыши – это конвенциональный вариант тюркских народов, у калмыков первый год – год барса. Вместе с тем, у каждого тенгрианца есть личный мушель, начинающийся в год его рождения. Рожденный в год барса считает свои круги от года барса до барса. В традиционной культуре счет времени жизни по личному мушелю делал абсолютно бессмысленной единую всеобщую нумерацию годов.

Время на Земле никогда не рождалось и никогда не умрет, и никак не может быть прервано или хотя бы изменено каким-либо земным событием. Земная история слишком ничтожна, чтобы влиять на его ход. Наоборот, она сама, земная история, подчиняется круговому течению Божественного Космического Времени, чему свидетельство – повторы исторических событий.

Части времени дня тоже поделены на малый животный цикл. Годовой цикл из 12 месяцев мыслился средним животным циклом. А последовательность 12-ти лет образует большой животный цикл, известный как мушель, и он подобен малому и среднему.

Малые циклы тенгрианского календаря – сутки, месяцы, годы, мушели – это время, чувственно доступное живым. Это время человека, и оно основа циклов более крупных.

Круговращение двух 60-летних толык мушел уже невозможно объять за одну жизнь. Большие циклы – это время Народа, время духов предков и Тенгри.

Эти древние представления составляли глубинную основу культуры, которую не смогло преодолеть мусульманство, проникавшее в Степь с VIII века.

Спокойно позволяя существовать различным религиозным системам рядом с собой, заимствуя порой отдельные их элементы, тенгрианство не изменяло своей сущности, изначальная основа которой – гармония времен, гармония миров.

К тому же, сами люди, готовясь к ожидаемым повторам, стремятся в меру сил ослабить нежелательные тенденции, усилить желательные, используя дарованное Тенгри право Свободной Воли.

Строгая иерархия родов и племен была в кочевнических государствах Центральной Азии основополагающим принципом общественного и государственного устройства.

Подобно монгольской армии времен Чингис-хана в казахской армии иерархизированными структурными единицами были десятки, сотни, тысячи и тумены. Также как и в общественном устройстве, в военной структуре иерархичность соединена с принципом строгого подобия (количественного) структурных единиц, каждая из которых включала десять подразделений низшего уровня (в сотне – десять десятков, в тысяче – десять сотен, в тумене десять тысяч).

Мушель является антропокосмическим календарем. Космический принцип 12-летней цикличности проявляется в природно-погодном и жизненном циклах.

Тенгрианский календарь создан обществом, для которого Человек – житель Космоса. Он объединяет единым ритмом жизнь Космоса, жизнь Природы, жизнь Человека с его хозяйственно-социальной и культурной деятельностью, выявляя их сущностную гармоническую взаимосвязь.

Известный каждому члену кочевого общества, этот антропокосмичный календарь сформировал особое жизнеповедение кочевника, его экологическую культуру, высокую нравственность и тонкую культуру личностных взаимоотношений, всегда отмечаемые непредвзятыми чужеземцами.

В мушеле закодированы Великие Космические законы – закон Эволюции, закон Космической Справедливости или Кармы, закон Иерархии, закон Круговорота, закон Подобий, закон Свободной Воли и закон Жертвы. Этот календарь, проникший во все поры кочевого общества и культуры, является не просто времяизмерительным инструментом. Более чем какой-либо другой из ныне действующих мировых календарей, он определил образ жизни, философию, этику и эстетику живших по нему тенгрианцев.

В круговороте 60-летий мушеля нет места «концу времени», а значит и «концу мира», понятию непременному в авраамических религиях с их линейным временем. Начало времени у казахов приходится на год мыши, и хотя оно легитимизировано сказкой, оно теряет свою безусловность в свете монгольского отсчета цикла, начинающегося с года барса. Это время безначально и бесконечно.


Ссылка на источник

Асия Мухамбетова «Tенгрианский календарь»


Комментариев нет:

Отправить комментарий