вторник, 13 сентября 2022 г.

 

Шнирельман В. А.

Быть аланами

Часть-2

Москва, 2006

(цитаты и отрывки из книги)

До присоединения к России многие народы Северного Кавказа жили отдельными вольными обществами, разбросанными по горным ущельям. Близкие по языку и традиционной культуре, эти общества не представляли собой какого-либо интегрированного целого. Они не составляли политического единства и очень часто не имели ни единого самосознания, ни единого самоназвания.

Ряд народов Северного Кавказа, ранее находившихся в зависимости от Кабарды, был включен в состав Российской империи в результате удачного для России исхода Русско-турецкой войны 1768-1774 годов. Например, сразу же после заключения Кючук-Кайнарджийского мирного договора состоялись русско-осетинские переговоры, и в октябре 1774 года вопрос о судьбе основной части Северной Осетии был решен, а чуть позже, в 1781 году к России присоединилась и Дигория.

В 1836 году северные осетины и ингуши были включены но Владикавказский округ левого фланга Кавказской линии, а затем вместе с населением Малой Кабарды — во вновь созданный в 1858 году Военно-Осетинский округ. В 1859 году покоренная Чечня вошла в Россию в виде трех округов – Ичкерийского, Аргунского и Чеченского. А в 1860 году левый фланг бывшей Кавказской линии, утратившей после окончания Кавказской войны свое военное назначение, был преобразован в Терскую область в составе шести отдельных округов: Кабардинского, Владикавказского, Чеченского, Кумыкского, Ичкерийского, Аргунского.

Карачаевцы, относившиеся ранее к правому флангу Кавказской линии, оказались в составе вновь образованной Кубанской области и потеряли многие свои бывшие земли, отошедшие к Терской области. В 1868 году им это компенсировали землями, расположенными между реками Кумой и Кубанью. Во второй половине 1860-х годов карачаевцы входили в Верхнекубанский (с 1866 года Эльбрусский) округ, а в 1871-1920 годах — в Баталпашинский уезд Кубанской области.

В 1862 году Терская область была разбита на три военных отдела (Западный, Средний и Восточный) и восемь округов. В Западный отдел вошли Кабардинский, Военно-Осетинский (Владикавказский) и Военно-Ингушский (Назрановский), в Средний — Чеченский и Аргунский, а в Восточный — Ичкерийский, Кумыкский и Нагорный округа. При этом в 1866 году бывшие Балкарское, Безенгиевское, Хуламское, Чегемское и Урасбиевское горные общества были выделены в единый Горный административный участок, и между ним (будущей Балкарией) и Кабардой специальной комиссией была установлена административная граница. Все это было первой попыткой ввести этноадминистративный принцип на Северном Кавказе. Тем самым корни этнонационализма приходится искать в политике императорской России, с которой связано и этнополитическое оформление ряда местных народов. Поэтому кажется упрощенным общепринятое суждение о том, что именно большевики снабдили этничность территориальностью на Северном Кавказе.

В соответствии с реформой 30 декабря 1869 года раздельное управление для гражданского, казачьего и горского населения было отменено. С 1 января 1871 года в Терской области окончательно установилось гражданское управление, и она включила семь округов: Владикавказский (в него также вошли бывший Назрановский округ и казачьи станицы), Георгиевский (Пятигорский), Грозненский (бывший Чеченский), Аргунский, Веденский (он включил Ауховский и Ичкерийский округа), Хасавюртовский и Кизлярский. Иными словами, после инициированного царскими властями массового переселения горцев в Османскую империю названия округов потеряли свою этническую окраску, то есть были деэтнизированы. С тех пор все население Северной Осетии вплоть до 1917 года входило в единый Владикавказский округ и управлялось казачьим атаманом. А Кабардинский округ в 1871-1876 годах назывался Георгиевским, в 1876-1888 годах — Пятигорским, а в 1888-1917 годах — Нальчикским. Центром Терской области с 22 ноября 1863 года служил Владикавказ, основанный в 1784 году как русская крепость и получивший в 1860 году статус города.

По новому административному делению, с 21 марта 1888 году Терская область состояла из трех отделов с казачьим населением (Пятигорский, Кизлярский, Сунженский), к которым в 1905 году прибавился Моздокский, и четырех округов с горским населением (Владикавказский, Нальчикский, Грозненский и Хасавюртовский). К этому времени входившее ранее в состав Терской области особое Ингушское окружное управление было ликвидировано; ингуши с 1877 года были приписаны к Сунженскому отделу Терского Казачьего Войска и стали подчиняться казачьей администрации. Но взаимная неприязнь и постоянные распри ингушей с местным казачеством заставили правительство осенью 1905 года образовать для них особый Назрановский округ, сохранявшийся фактически до июля 1924 года. Его администрацию планировалось разместить в Назрани, но за неимением там подходящих зданий ей временно предоставили помещения во Владикавказе. Там она и оставшись вплоть до 1917 года. А после этого вплоть до 1933 года во Владикавказе размещались административные и партийные структуры Ингушетии.

В итоге указанных выше преобразований в конце XIX века Северный Кавказ административно делился на три области — Дагестанскую, Терскую и Кубанскую. Терская область в 1905 году включала четыре отдела (Пятигорский, Моздокский, Кизлярский, Сунженский), шесть округов (Владикавказский, Назрановский, Хасавюртовский, Нальчикский, Грозненский, Веденский) и одно приставство. В отделах обитали русские (терские казаки и иногородние), в округах — горское население, а в приставстве — кочевые ногайцы и калмыки.

Таким образом, предпосылки для этнотерриториальных наций начали складываться на Северном Кавказе в условиях введенного царской властью административного деления на горские округа, совпадавшие с этническими ареалами. Это способствовало росту сплоченности иронцев и дигорцев, объединенных в одном округе, и в то же время закрепляло разобщенность чеченцев и ингушей, так как последние несколько раз меняли свою административную принадлежность.

Однако политический статус наций местные народы получили лишь после Октябрьской революции 1917 года. Вначале советская власть не ставила своей целью создавать на Северном Кавказе какие-либо автономии по этническому признаку. Напротив, советскому руководству казалось более разумным иметь на Северном Кавказе одну крупную административную единицу, находившуюся под полным контролем центра и способную обеспечивать безопасность южных границ на Кавказском направлении.

* * *

Ссылка на источник





 

Комментариев нет:

Отправить комментарий