среда, 10 июня 2020 г.

Аланские названия адыгских племен северного Кавказа и Крыма

     Известно, что в настоящее время осетины используют два однотипных названия кабардинцев и других адыгских этнических групп. Первое из них - касаг (кхсаг), второе - каскон/кашкон (кхсгон). Основу этих имен составляет элемент кас, который восходит, быть может, к древнеиндийскому kas - «сверкать, сиять» и kasih - «солнце, свет, сияние, глянец».
     Под именем касов, акасов северокаказские адыгские племена были известны в X-XIII вв. В начале X в. об этом пишет хазарский царь Иосиф. Отвечая на письмо Хасдая ибн Шапрута из Кордовы, он сообщает, что на Кавказе существует несколько родственных между собой общностей, «живущих в стране Каса, к западу от алан». По мнению П.К. Коковцева, поддержанному другими исследователями, речь идет, вне всякого сомнения, о стране касогов, черкесов, или адыгов.
     В XIII-XV вв. этноним или хороним каса/акаса как обозначение народа, а также земли или страны северокавказских адыгов встречается иногда в трудах итальянских, византийских, арабо-персидских писателей, но теперь, как правило, вперемежку или в одном ряду с ее индоиранской и ирано-тюркской версией - в виде касак, джаркис, чаргаз, черкес. К примеру, итальянец Плано Карпини, совершивший путешествие в Монголию в 1245-1247 гг., в числе множества земель, которые монголы подчинили своей власти, называет Касы и Чиркасы в одном ряду с Комуки, Аланы, Обезы, Команы и др.
     Во второй половине XIII в. Ибн-Саид сообщает о стране ал-Акасара6. По его словам, жители этой страны (акасы) совершают нападения на владельцев стены или крепости в горном проходе горы ал-Кабк (Кавказ). Дальше следует описание крепости ал-Алан, из чего следует, что речь идет об Аланских воротах в Кассарском ущелье. Таким образом, есть все основания считать, что средневековая страна ал-Акасара располагалась в долине современного Кассарского ущелья - осет. Акъасара. Что же касается «жителей страны ал-Акасара», совершавших эти нападения, то это, как видно, касы (или северокаказские адыги, кабардинцы), на что указывает также И.Г. Коновалова: «Ал-Акасара - хороним, по всей вероятности, образованный от этнонима «каса». Правда, не стоит воспринимать эти сообщения как нападения касов (кабардинцев) на алан (осетин). Напротив, обычно они действовали совместно против врагов на севере и на юге страны, в данном случае - против тех, кто занял Аланские ворота. Возможно, это были предки ингушей и чеченцев, которые действительно длительное время контролировали этот проход.
     В числе последних упоминаний термина кас или каса можно назвать относящееся к началу XV в. сообщение Ибн Тагриберди о происхождении мамлюкского султана Баркука ал-Черкаси, правившего Египтом с 1382-го по 1399 г.: «Он - выходец из страны Черкесов и его род называется Каса. Он был похищен со своей родины и продан в Крыму». Тем самым подчеркивается, что Баркук родом из северной части «страны Черкесов», которая тогда, в начале XV в. еще была известна под названием Каса.
     Что же касается этнонимов касаг и каскон, то они, как сказано, и сейчас используются в живой речи осетин для обозначения адыгов Северного Кавказа. При этом в первом случае корневая морфема кас соединяется с аффиксом принадлежности он, аналогично тому как применялся и применяется этот аффикс в других подобных случаях: в названиях осетинских обществ - ирон, дигорон, бадилон, ассон/ашшон; в женских фамильных именах, например: Канукон, Доцон Бацион, Хаблион, в названии танцев: кашкон кафт - «кабардинская кафа» и др. Второй в приципе синонимичный вариант функционирует благодаря аффиксу аг, также весьма продуктивному в осетинском языке. Этнический термин касаг выстроен здесь по той же модели, что и названия ариаг - ариец, арийский, шомихаг - армянин, армянский, хатиаг - хатт, хаттский, гурджиаг - грузин, грузинский и др.
     Следует сказать, что аналогичным образом называли адыго-черкесов и другие народы. Например, в армянском языке для обозначения адыгов используют термин гашга/кашка, который стоит близко к хеттскому обозначению касков - gachgаchg. А сваны называют северокавказскую равнину и кабардинцев Кашаг, кашаг, опираясь, по-видимому, на античные и арабские названия казек, касак, кашак, которые в свою очередь также возникли на иранской почве. Похоже, в прошлом, еще в XVII в. так же называли кабардинцев и в целом северокавказских адыгов мегрелы, отличая их тем самым от юго-восточных адыгов - зихов, джихов. Еще раньше, в середине X в. такое разграничение провел Константин Багрянородный, выделив Касахию на Северном Кавказе и Зихию - в юго-восточном Причерноморье. В Древней Руси на тех же основаниях проводили различие между касогами (северокавказскими адыгами) и обезами (адыго-абазинскими племенами на юго-востоке Черкесии).
     Таким образом, в осетинском языке вариант этнонима кас с суффиксом аг используется в том же значении, что и вариант с суффиксом он, - для указания на принадлежность к определенному народу. Но здесь это слово может быть и названием страны, в которой живет одноименный народ. Показательно, что в Осетии и сейчас вместо распространенного названия Кабарда применяют термин Кхсаг, используя его даже в официальном названии Кабардино-Балкарской республики, а также в различного рода топонимах: Кхсхги будур -«Кабардинская степь», Кхсхджы ухлмхрдтх - захоронения в одном из кварталов сел. Рассвет в Осетии-Алании, которые местные жители считают кабардинскими. По данным В.И. Марковина, словосочетание «кашаджи уалмарта» используется осетинами как название общее для всех касожских (кабардинских) курганов на территории республики.
     Учитывая, что осетины составляли ядро аланских племен, следует думать, что этнонимы касаг и каскон являются аланскими. Но, возможно, так называли адыгов еще во II - начале I тыс. до н.э., в период первых контактов с ними индоиранских племен. Отсюда, видимо, включение в состав этих имен форманта sk/sg, k/g в качестве детерминативов другого народа, другой или чужой страны. Кстати, то же самое наблюдается в средневековых, по-видимому, также иранских (аланских) названиях абхазов и абазин - абазги/абаски/авазги.
     В античное время и в средние века различные варианты этнонимов касаг и касгон предстают как привычные аланские или сармато-аланские обозначения адыгских этнических групп. Например, в эпиграфических памятниках древней Ольвии встречаются относящиеся ко II-III вв. н.э.

ссылка на источник

* * *
Скорее всего интернет-текст взят из работы:
Бгажноков Б.Х.
АЛАНСКИЕ НАЗВАНИЯ АДЫГСКИХ ПЛЕМЕН СЕВЕРНОГО КАВКАЗА И КРЫМА

* * *

Кубано-донской руникой 9-11 веков слова "касог" и "Касогия" звучали дословно как "кхайсих" и "Кхайсихай". Очень близко к мнению Бгажнокова Б.Х..
При обязательном учитывании нами полиэтничности средневековых касогов, аланы называли этими слова население средневековой Кубани, а не только протоадыгов. Среди касогов были аланы, зихи, славяне, булгары, мадьяры, карантийцы и т. д.

Комментариев нет:

Отправить комментарий