воскресенье, 19 июля 2020 г.

Сивер А.В.

Этнонимы «адыги» и «абазы» на пространстве северо-западного Кавказа во II–ХVIII вв.

(цитаты)

     «Мы стоим перед странным явлением, – заметил в свое время Л.И. Лавров, – значительная часть черкесских племен (а именно: шапсуги, натухаджи, абадзехи, гуае, жаны, бжедуги и махоши) долгое время среди самих же черкесов не признавались черкесскими, а именовались абазинами. К абазинам же причисляли и народ убыхов, говоривший на особом языке». Здесь Л.И. Лавров принял слово «абаза» («абадзе») как обозначение абазин, между тем термин «абаза» многозначен. Как бы то ни было, «кабардинцы и другие адыгские племена, сохранившие феодальное управление, называют Абадзехов, Шапсугов и Натухажцев общим именем Абадзе-чиль, что значит: Абазинские народы»...
     Впервые имя «абазги» появляется у Арриана во II в. рядом с уже столетие к тому времени известными в письменных источниках «апсилами». Многие историки и этнографы справед-ливо видят в этих терминах самоназвания соответственно современных абхазов (апсуа, то есть апсилы) и абазин (абаздзэ). Географическое расположение носителей этих этнонимов, а также их судьба в письменных источниках приводят к выводу о том, что эти общности полностью или частично участвовали в этногенезе абхазского народа. Политическая интеграция, кульминацией которой стало образование в Х в. Абхазского государства, сопровождалась взаимосвязанной с ней интеграцией этнической. Синхронно, в эту же эпоху, проходили аналогичные процессы к северу, среди зихов и касогов. Только в отличие от Абхазии они не имели такого безусловного завершения, если не считать возникновения устойчивых самоназваний и экзоэтнонимов...
     В позднейшее время этноним, производный от «абаз», в различных формах приобретает максимально широкое толкование. Есть известия, что еще в раннем Средневековье термин «абазги» обозначал в целом население Черноморского побережья до Кубанской дельты. Да и в новое время «турецкая историография ХVII в. знает имя абаза лишь как собирательное»...
Новые для переселенцев земли (верхний бассейн р. Лаба) не пустовали. Они уже были населены людьми с периферии зихо-касожского союза. При контактах с ними, наверняка имевших характер взаимного влияния и ассимиляции, определить себя следовало именем, которое было для всех обозначением жителей Восточного Причерноморья – «абадзэ». Это слово и стало самоназванием. В результате помимо «Большой Абазы», то есть прибрежных народов абхазо-абазинского круга, возникла еще и «Малая Абаза», то есть «собственно» абазины. В источниках нового времени они чаще всего выступали под тюркоязычным именем «алты-кисек абаза», то есть «шестиродная (шестичастная) Абаза» – по числу родоплеменных подразделений абазин-тапанта...
     В этом, кстати, его сходство с терминами «зихи» и «касоги». Нетрудно также заметить, что слово «абазы» вытеснило имя зихов в качестве объединяющего прибрежного этнонима, но сам по себе термин «зих» с побережья не исчез, превратившись в грузинское «джик – джикет» (экзоэтноним садзов, иногда – убыхов), а также в адыгское «азега» и абхазское «азахи» – взаимные экзоэтнонимы.
     Итак, на исходе Средневековья устанавливается своеобразное двучленное деление территории Северо-Западного и части Центрального Кавказа на ту территорию, что обозначается как «Черкесия» («Черкесстан», «черкесские народы»), и тех, кого называют «Абазой» («абазы», «абазинцы», «абхазы»). Основанием для данного деления могут служить культурные элементы, язык, общественное устройство – но, как ни странно для нас, не это тогда было главное. Гораздо важнее для определения такой принадлежности было то, какому народу принадлежит «государь», то есть феодальный правитель данной территории...
     Важнейшим рубежом в формировании абазинской феодальной народности явилась территория между двумя этносами: адыгами, с одной стороны, и абхазами – с другой, находящимися в межэтнических, социально-экономических и культурных связях». Это касается не только абазин, но всех народов «Большой Абазы», испытывавших двойное влияние – адыгских княжеств с севера и абхазского – с юга. Влияние, в частности, со стороны адыгов, прежде всего политическое (включение в сословно-административную систему Черкесии), языковое (приближение местных языков к адыгскому языковому анклаву) и культурное (главным образом обычно-правовое)...

ссылка на источник

Комментариев нет:

Отправить комментарий