Руденко А.В.
* * *
Основным религиозным культом Хазарии и Касогии было тенгрианство, с поклонением богу Хорсу-Тенгри. Параллельно существовало множество местным племенных культов гор, рек, деревьев, животных и т. д. Также они верили в богов дорог, поклонялись солнцу, луне и небесному грому. Для отправления обрядов использовались капища, в которых находились идолы, и священные рощи. Культ священных деревьев имел широкое распространение среди населения каганата. Боги зихов обитали на вершине горы Эльбрус. Тем не менее, христианство оставило свои следы в летописях и археологии хазарского периода. Если история Касогии начинается, грубо говоря, от подчинения Бат-Баяна хазарам в 668-680 годах и до разорения Северного Кавказа Тамерланом в 1395 году, то мы в данной работе ищем следы христианства от начала касогов и до походов Святослава, то есть еще уже даты.
Кто же такие касоги? Причиной появления касогов можно назвать политику Хазарского каганата по укреплению государственности и охране границ. Каган и Бат-Баян из остатков черных булгар, зихов, славян, алан, тюрок создали военизированные общины всадников на службе каганата. Расселяя их по беспокойным окраинам и захваченным землям, каганат обеспечивал стабильность власти. К тому же касоги жили за счет военной добычи и полученных земель, то есть это было недорогое войско. Этноним был взят у древних воинственных касков, слава которых сохранилась на Кавказе. Если аланы жили внутри крепостей-городищ, то касоги населяли ближние районы с пастбищами. При Святославе и Мстиславе часть касогов переселилась на Русь. Окончательно термин касоги (казаки) исчез с Северного Кавказа после опустошительных походов Тамерлана. При Чингиз-хане система касогов-казаков была возрождена в качестве той же легковооруженной кавалерии на службе Орды. Следы касогов остались в военизированном быте адыгов и в названии Казахстана. И, конечно же, в российских казаках и украинских козаках.
Цитата: «Итак, распространение в могилах воинских поясов еще раз подчерчивает военизированный быт населения этой далекой окраины каганата. Это население играло в каганате роль своеобразного «казачества». Как и казаки, они не были регулярными пограничными войсками, обязанными охранять земли каганата от вторжений. Вряд ли существовало тогда четкое понятие границ государства, особенно в степных просторах и у полукочевого властителя. В известной мере это население, несомненно, оберегало какие-то наметившиеся рубежи, поскольку естественно, защищало свои личные владения от всевозможных вторжений» (Плетнева С.А. На славяно-хазарском пограничье).
Цитата: «Выясняя, что бы это мог быть за народ из известных по источникам, краснодарский археолог А. В. Пьянков приходит к выводу, поддержанному большинством кубанских археологов: если исключить абазин, а также зихов, хоронивших покойников методом ингумации, остаются касоги. Родство их культуры с культурой кочевников Подонья, происходящих в свою очередь из Южного Приуралья, навело исследователя на мысль, что касоги – переселенные хазарами на окраины Каганата тюркоязычные кочевники, к ХIII в. ассимилированные зихами, консолидация с которыми происходила на фоне общего противостояния аланам... Считается, что салтово-маяцкая культура изначально зародилась в недрах культур кочевых алан и булгар, а в последствие стала общей культурой (со всеми ее вариантами) для племен и народов, так или иначе вовлеченных в орбиту Хазарского каганата. Степная культура для значительной части населения предгорий должна была восприниматься как более статусная, ведь это культура могущественной и воинственной соседней державы, и уже у Масуди касоги «не могут объединиться под властью одного царя», а Константин Багрянородный отличает Касахию от Зихии и Папагии, и, вполне возможно, перед нами – не этнокультурные, а этнополитические термины» (Сивер А.В. К вопросу о раннесредневековой этнической ситуации на Северо-Западном Кавказе с точки зрения археологии).
Цитата: «На могильнике были найдены в значительном количестве сабли, топоры-чеканы, наконечники копий, обушки от кистеней, разнообразные по форме наконечники стрел, металлические детали колчанов, костяные накладки от луков. В результате создается впечатление, что население как на Северо-Западном Кавказе (Борисово, Дюрсо), так и в бассейне Северского Донца в Сухой Гомольше было связано с военной службой в кавалерии, т. е. имело непосредственное отношение к степной жизни... В результате, создается впечатление, что несение воинской службы было одной из основных функций мужского населения…
Следовательно, хазарский каган мог переселить одно из племен хазарской орды на юго-западные границы каганата, для контроля ситуации над весьма ненадежными адыгами. То же самое можно сказать и о причинах появления такого же населения на северо-западных границах Хазарского государства, где поселились вассальные кагану аланы и болгары… В сложившейся ситуации имеет смысл поддержать мнение А.В. Пьянкова, согласно которому, появление на Северо-Западном Кавказе кремационных захоронений салтовского типа и возникновение нового этнонима касоги – взаимосвязаны.
Необходимо отметить, что древнерусские летописцы использовали два варианта этого этнического названия – касоги и косоги, что может лишь свидетельствовать о диалектных расхождениях в древнерусском языке.
Поэтому можно считать, что изначально термин касог являлся обобщающим названием для смешанного тюрко-адыгского населения Прикубанья в конце VIII – первой половине X вв. И уже в послехазарский период он использовался как обобщающее наименование для всех адыгов, ведь история знает немало таких примеров, когда название политически господствующей этнической группы переходит на подвластный народ...»
(Бубенок О.Б. Кремационный обряд захоронений хазарского времени на Северо-Западном Кавказе: Традиция или инновация?)
Первое летописное упоминание христиан-касогов — Четьи Минеи: «И многа чюдеса творивша, и многы научивша идоста в Авазгию. И влезша в Севаст град и участа слову Божию, и мнози приаша Касози. Андреа же, оставив Симона с ученикы, сам иде в Зикхию». Согласно «Житию», Симон Кананит был убит зихами в Никопсисе в 55 году. Упоминание о Зихийской епархии есть в житии Стефана Сурожского, составленного, по всей видимости, в скором времени после преставления святого, то есть во второй половине VIII века (Епифаний Монах «Житие апостола Андрея Первозванного»).
Согласно источникам, апостол Андрей Первозванный проповедовал христианство среди алан, абазгов и зихов.
Самые древние свидетельства о проповеди святого апостола Андрея относятся к началу III в. Одно из них принадлежит святому Ипполиту, епископу Портусенскому (ок. 222 г.), который в небольшом своем сочинении о двенадцати апостолах говорит, о святом апостоле Андрее следующее: «Андрей, после того как проповедовал скифам и фракийцам, потерпел крестную смерть в Патрасе Ахейском, будучи распят на дереве масличном, где и погребен».
Цитата: «У другого автора этой эпохи знаменитого Оригена (200-258) отмечается: «Апостолы и ученики Господа и Спасителя нашего, рассеявшись по вселенной, проповедовали Евангелие, и именно: Фома получил в удел Парфию, Андрей – Скифию, Иоанну досталась Азия». Со временем миф об Андрее закономерно обрастает подробностями. Святой Дорофей (307-322), епископ Тирский, сообщает: «Андрей, брат апостола Петра, протек всю Вифинию, всю Франкию и скифов (или, как в другом списке, всю приморскую страну Вифинии, Понта, и Франкии, и скифов), проповедуя Евангелие Господа; потом достиг великого города Севаста (Сухум), где находится крепость Аспар и река Фазис (ныне Рион), у которой обитают внутренние эфиопы; погребен в Патрасе Ахейском», «Очевидно, что по смыслу этого сказания, – отмечает Макарий, святой Андрей, начав с южного черноморского поморья в Вифинии и Понте, прошел с проповедью все поморье западное через Франкию, поморье северное через страну скифов, простиравшуюся от Дуная до Азовского моря, и явился на поморье восточном-в нынешней Абхазии, где находился город Севаста, – переправившись ли туда на корабле с берегов Крымских или совершивши сухой путь вокруг Азовского моря через древнюю Сарматию, т.е. прошел, между прочим, нынешний наш Новороссийский край, вероятно, Кавказский, и достиг Закавказья» (Бузаров А.Ш., Надюков С.А. Христианство в Шапсугии: исторический аспект).
Цитата: «Упоминания о проникновении христианства на Северо-Западный Кавказ и в города Таманского и Крымского полуостровов относятся еще к первым годам IV века. Так в Керчи был найден христианский надгробный памятник, датированный 304 годом» (Музалев А.А., Шоров М.А. Христианство в Адыгее: история и современность).
Первое летописное упоминание христианства в Крыму это 325 год. Тогда епископ Боспора Кадм вместе с епископом Херсонеса Филиппом присутствовали на первом Вселенском соборе. (Шевченко Ю.Ю. Крымская Готия и «Счастливая страна Ойум» Иордана). На Кубани, по данным археологии, это известковая плита на кладбище поселка Победа Майкопского района с погребальной надписью касожской руникой вокруг креста с указанием даты — 399 год (Ловпаче Н.Г. Раннехристианские памятники Адыгеи).
В таком случае эта попытка укладывается в первый период активного распространения христианства на Кавказе. Так, в Армении христианство утверждено на государственном уровне в 333 году. В Грузии в 337 г. Косвенным летописным подтверждением самого раннего христианства в Касогии может служить сообщение «Истории Парсмана VI», грузинского царя (542–557 гг.)
Комментариев нет:
Отправить комментарий