Прекрасный труд о присутствии славян в Великой Булгарии и Хазарии, о смешанном булгаро-алано-славянском населении каганата. Еще одно доказательство многоэтничности касогов.
* * *
1-я часть
Колода
В.В.
Контакты
славянского мира и Хазарского каганата на Северском Донце: этнокультурный
аспект
(цитаты)
Статья посвящена сложной и
многогранной проблеме взаимоотношения славян с миром восточноевропейских
степных и лесостепных народов в конце I тыс. н.э. Современное состояние
археологических источников позволяет пересмотреть господствующую до настоящего
времени точку зрения об изначально и перманентно конфликтных отношениях славян
и населения Хазарского каганата. В контактной зоне в бассейне Северского Донца
имеется значительное количество артефактов, которые позволяют говорить о
позитивных комплиментарных отношениях северян и племен лесостепной Хазарии.
Факты этнокультурного и технологического взаимовлияния прослеживаются в ряде
аспектов, таких как керамическое производство, домостроительство, фортификация
и сельское хозяйство. Новые исследования и переосмысление старых данных позволяют
утверждать, что салтовское население оказывало многовекторное позитивное
воздействие на материальное производство, культуру и общее социально-экономическое
состояние сопредельных славянских племен. Взаимное влияние со стороны славян
было аналогичным, но не столь ярко выраженным. Процесс сотрудничества и взаимовлияния
способствовал мирному сосуществованию, а на отдельных памятниках – и смешению
разноэтничных групп населения…
И, несмотря на более чем столетние
исследования древностей салтовской археологической культуры, что позволило
значительно по-новому взглянуть на уровень материальной и духовной культуры
населения Хазарии, эта «конфликтная» теория до сих пор не изжита. Более того, к
рубежу ХХ–ХХI вв. идея извечной конфликтности славян (мирного оседлого
земледельческого населения со спокойным размеренным жизненным укладом) и
Хазарии, а в широком понимании народов степи (с их постоянными войнами и нестабильностью)
все еще постулируется в большинстве учебников и пособий, а также продолжает
освещаться в научной литературе…
В процессе проведенных исследований
наметились наиболее перспективные зоны изучения взаимодействия
восточнославянских племен с населением Хазарского каганата.
Наиболее перспективными в этом плане,
на наш взгляд, представляются контактные зоны на северных и северо-западных
границах Хазарии в лесостепной зоне Днепро-Донского междуречья, особенно в зоне
верхнего течения Северского Донца, а также на Верхнем и Среднем Дону…
Взаимоотношения восточных славян с
многоэтничным населением степи и лесостепи Восточной Европы, входившим в состав
Хазарского каганата, имеют многовековую историю. Впервые славяне Днепровского
Левобережья столкнулись с жителями восточноевропейской степи уже в конце ІV...
Сосуществование с воинствующими
соседями делало невозможной полную независимость для славян, которые в VІ–VІІ
вв. лишь осваивали лесостепь левого берега Днепра. Скорее всего, они были в
каком-то подчиненном положении (возможно, в даннической зависимости от Великой
Болгарии), принимая участие в военных действиях протоболгар в Подунавье и на
Балканах. О мирном сосуществовании славян и болгар тех времен свидетельствует
ряд памятников современной Полтавщины...
Несмотря на военно-политическое
доминирование и некоторое культурное влияние кочевников, эти отношения в своем большинстве
были мирными, что позволяло населению пеньковской культуры, в состав которого
входили и славяне-анты, проникать в степную зону по берегам Северского Донца,
где они сосуществовали с протоболгарами...
Основой относительно «мирных»
отношений было наличие значительных плодородных просторов (при чересполосном
расположении степных и облесенных участков) в малозаселенной на то время
контактной зоне. Это, с учетом различной хозяйственной основы жизнедеятельности
племен, позволяло им занимать различные эколого-хозяйственные ниши, избегая
частых конфликтов...
Можно сказать, что наиболее ранние
контакты славян с населением степи и, возможно, Хазарского каганата относятся
ко времени последней фазы существования пеньковской культуры (летописных
антов). Именно в пеньковских древностях мы видим отдельные черты материальной
культуры кочевников, в частности, юртообразные (круглоплановые) жилища и
украшения кочевнического круга...
Это, в свою очередь, свидетельствует о
смешанном характере населения и позитивном взаимоотношении в материальной и духовной
сфере...
Дополнительным доказательством
преимущественно мирного сосуществования степных народов и славян VI–VII вв.
служит отсутствие защищенных поселений (городищ)...
Отметим также, что значительное
количество украшений и орудий земледельца, плотника, предметов быта имеет сугубо
славянское происхождение, а немалое количество предметов вооружения, снаряжение
коня, железные клепаные котлы и крючки для их подвешивания имеют южное степное или
северокавказское происхождение.
Здесь найдено немало украшений,
имеющих салтовское происхождение или созданных по провинциально-византийским
образцам, которые могли попасть на городище лишь через Хазарию...
Именно керамические материалы (гончарные
волынцевские сосуды, сочетающие в себе традиции славянского и аланского
производства, а также лепные подражания им) позволяют говорить о проживании
аланского, а, возможно, и болгарского населения в славянской среде…
Мирное сосуществование ранних северян
и жителей каганата на территории Днепровского Лесостепного Левобережья
подтверждается и тотальным господством открытых поселений среди волынцевских
памятников...
Укрепляя свои северо-западные границы
путем создания военно-экономической базы для господства над славянами,
центральная власть каганата переселяет на Оскол и С. Донец часть
северокавказских алан. Они становятся этнической основой лесостепного варианта
салтовской культуры (середина VІІІ – середина Х в.) и создают густую сеть
городищ на северо-западных рубежах каганата. Кроме алан в создании новой группы
памятников приняли участие пришлые группы болгарского и угорского населения, а
также славяне и остатки ираноязычного населения, которое сохранилось здесь с
предыдущей эпохи (племена ясов-ассов)...
Таким образом, начиная с середины VІІІ
в. смешанное многоэтническое население с аланской культурной доминантой стало
соседями славян в Днепровском Левобережье (северяне-роменцы) и в Среднем
Подонье (вятичи-боршевцы). Изменение в славяно-хазарских отношениях иллюстрируется
изменением характера и топографии славянских памятников. Вместо открытых
поселений волынцевского времени появляются городища, занимающие мысы с ярко выраженными
защитными свойствами. Большинство таких городищ вообще не имеют соседних
открытых синхронных поселений. Все это определенным образом согласовывается с древнерусским
летописанием о «хазарской дани»...
Из этого, по нашему мнению, следует, что
противостояние, вызванное агрессивной внешней политикой каганата, а возможно и
увеличением дани (вторая половина VІІІ – начало ІХ в.), постепенно перерастает
в сосуществование. Последнее приводит к усилению культурных и хозяйственных связей,
взаимовлияний и в конечном итоге к территориальному взаимопроникновению и
частичному смешению этносов в контактной зоне…
Мы считаем, что ее производителями в
среде ранних северян были этнические аланы – выходцы с Северного Кавказа –
носители соответствующих технологических, морфологических и орнаментальных
традиций...
Попав в иную этнокультурную среду
(салтовская культура Северского Донца и Оскола, славяне Посемсья и Дона), пришельцы
постепенно растворяются (ассимилируются) в основной массе господствующих
этносов. Знакомство славян с аланским гончарным производством еще на этапе существования
волынцевской культуры и в постволынцевское время создало благоприятные условия
для восприятия аланских керамических традиций в последующем. Это с различной
степенью интенсивности проявилось в салтово-роменских и салтово-боршевских
отношениях.
Мы также не исключаем и смешение этих
этносов на уровне семейно-брачных отношений...
Салтовское население несло в
славянский мир новые технологии в изготовлении посуды, новые возможности ее
орнаментации, новую организацию процесса, продвигая соответствующие новации в
довольно традиционном мире восточных славян...
Вопрос типологии жилищ у населения
Хазарии, как правило, решается локально, для каждого конкретного памятника. Это
связано с рядом факторов. Во-первых, Хазария была многоэтничной, что априори
предполагает множественность строительных традиций.
Перемещение многих этносов из одной
зоны в другую, что связано как с изменением способа жизни, так и с изменением
форм хозяйства, заставляло население корректировать (приспосабливать) свои
традиции под местные природные условия. Все это создавало причудливое, порой
неповторимое сочетание различных черт в жилищном строительстве у населения лесостепных
территорий Хазарии…
Комментариев нет:
Отправить комментарий