Прекрасный труд о присутствии славян в
Великой Булгарии и Хазарии, о смешанном булгаро-алано-славянском населении
каганата. Еще одно доказательство многоэтничности касогов.
* * *
2-я часть
Колода
В.В.
Контакты
славянского мира и Хазарского каганата на Северском Донце: этнокультурный
аспект
(цитаты)
Анализ домостроительных традиций на Верхнем Салтове позволил
определить, что отдельные жилища создавались с использованием восточнославянских
традиций. У 66 % жилых сооружений стены имели каркасно-столбовую или срубную
конструкцию; у 39 % жилищ, вероятно, имелись двухскатные крыши, в двух жилищах
выявлены печи, низ которых был вырезан в материковом глиняном останце.
Славянским влиянием можно считать и открытые очаги,
расположенные не на уровне пола, а на возвышениях (природные глиняные останцы
или искусственные глиняные вымостки).
В этом приподнятом расположении открытого очага мы видим
определенный шаг от традиций алан или кочевников в сторону «славянизированного»
интерьера жилища. В 30 % жилищ Верхнего Салтова мы видим проявление нескольких
славянских черт домостроительства и интерьера, а в одном из них эти черты
сочетались и со славянским (частично) материалом заполнения...
Впоследствии такой «славянизированный» интерьер (открытый
очаг на уровне основного пола и углубленное рабочее пространство близ отопительного
устройства) не раз встречался на салтовских памятниках Северского Донца...
Добавим, что и керамика в этих жилищах была представлена как
фрагментами славянских (роменских), так и салтовских сосудов...
Необходимо упомянуть и о печах в степной части Северского
Донца (среднее течение), относительно которых их исследователи высказывали
разные точки зрения. Изначально они интерпретировались как отопительные
устройства, созданные женщинами-славянками, попавшими в болгарскую степную
среду...
Суммируя вопросы взаимовлияния традиций домостроительства
отдельных этносов в контактной зоне верхнего течения Северского Донца, следует подчеркнуть
следующее. Приспособление пришедших на эту территорию более южных народов,
входивших в состав Хазарии, происходило в виде индивидуальной адаптация
отдельных домохозяйств к новым способам жизни (часто и к измененным формам хозяйства),
к природным условиям и материалам. «Новоселы» не могли не обращать внимания на
традиции домостроительства «старожилов», постепенно перенимая отдельные черты жилищного
строительства и преломляя сквозь призму своих традиций, нередко использовали
их...
Использование при создании насыпи самого южного вала рваного
камня и щебня не находит аналогий ни у племен роменской культуры, ни у донских
славян...
Второе неординарное обстоятельство – наличие каменного
панциря по внешнему склону насыпи этого самого южного вала (рис. 11: 3), что имеет
аналогии лишь на четырех из 670 (!) славяно-русских городищ юга Восточной
Европы...
Описанная конструкция не имеет аналогий в кругу
восточнославянских древностей. Чередование слоев рваного камня и сырой глины мы
находим у южных соседей северян – населения салтовской археологической
культуры. Использование слоя сырой глины в качестве подстилающей подушки-фундамента
также характерно для салтовцев (городища Волчанское, Маяцкое, Правобережное
Цимлянское). Наличие деревянного бревна значительных размеров в описанной
насыпи также имеет прямые аналогии в салтовской фортификации...
Изначально использование деревянных элементов во внутренней
конструкции грунтово-каменных сооружений у аланов Северного Кавказа связано, по
нашему мнению, с амортизирующими свойствами дерева в плане противодействия
разрушительной силе землетрясений. Это подтверждается раскопками аланских
памятников на Северном Кавказе...
Несмотря на безусловное самостоятельное развитие сельского
хозяйства и его глубокие традиции у восточных славян, материалы славянских
памятников контактной зоны на Северском Донце свидетельствуют о заимствовании
северянами некоторых орудий обработки почвы (тесла-мотыжки, стержневые чересла,
наиболее прогрессивные формы наральников) и переработки урожая (массивные
жернова)...
Выводы:
– отношения восточных славян и Руси со степными соседями и
Хазарским кагатом не были однозначно конфронтационными и перманентно конфликтными.
Периоды напряжения и добрососедства сменяли друг друга в зависимости от
внутреннего положения в самой Хазарии и баланса военно-политических сил в
Циркумпонтийском регионе;
– инициаторами интенсивных славяно-хазарских отношений были
представители центральной власти каганата, стимулировавшие создание полосы
интенсивного (преимущественно аланского) заселения лесостепной части Северского
Донца в середине VIII в. Причины этого кроются в невозможности проводить
агрессивную внешнюю политику в иных возможных направлениях с целью получения
дополнительной прибыли (Закавказье, крымские провинции Византии, Поволжье);
– данное население, входившее номинально в состав Хазарии и
призванное блюсти интересы кагана и его окружения, было довольно независимо в
социально-экономическом и военном отношении (особенно в сравнении со степным
населением среднего течения Северского Донца). Это позволило им избежать многих
хозяйственных и политических катаклизмов, характерных для Центральных и Южных
районов Хазарского каганата и строить самостоятельные отношения с
соседствующими славянскими племенами;
– полученные в результате новых исследований материалы
свидетельствуют, что «конфронтационная» теория взаимоотношений восточных славян
и Руси с населением Хазарского каганата нуждается в определенной коррекции. На
отдельных территориях приграничья, в частности в верхнем течении Северского
Донца, вполне возможное начальное противостояние славян и населения Хазарии
перерастает в сосуществование, из которого постепенно возникает сотрудничество;
Это, в свою очередь, дает возможность говорить о начале
складывания синкретичного по своей материальной и духовной культуре населения в
зоне приграничных контактов славянского мира и многоэтничного населения
каганата. Половецкая угроза (середина ХI в.) способствовала сворачиванию процесса
создания нового синкретичного этноса;
– интенсивные торгово-экономические связи северян с Хазарией
и через территорию каганата с арабским миром, подкрепляется значительным количеством
кладов дирхемов, число которых превышает количество монетных кладов на иных
племенных территориях восточных славян.
Это, в свою очередь, свидетельствует о том, что северянская
земля занимала особое место в ряду иных союзов племен восточных славян в
предгосударственный и раннегосударственный период;
– материалы новых исследований и переосмысление старых
данных позволяют утверждать, что салтовское население оказывало многовекторное позитивное
воздействие на материальное производство и культуру сопредельных славянских
общин. Обратный процесс был аналогичным, но не столь ярко выраженным.
Комментариев нет:
Отправить комментарий