суббота, 6 марта 2021 г.




 Б.Б. Овчинникова


Тюркские древности Саяно-Алтая в VI-X веках


Свердловск: УрГУ. 1990


Следует учесть при этом, что одежда .определялась обстоятельствами; была будничная, праздничная; имела половозрастные отличия и, конечно, отражала положение данного человека в обществе. Знатные люди, к примеру, надевали меховые одеяния, крытые шёлком. Немаловажную роль здесь играл пояс, которым опоясывались древние тюрки. На поясе имелось много красиво оформленных нашивок из позолоченной бронзы, покрытой платиной [так в тексте], или из другого металла. С пояса свисали на ремешках различные необходимые предметы: нож, столовые приборы, огниво, шило, подпружные пряжки и др. — подобно тому, как это изображено на каменных изваяниях или на росписях в Кочо. В погребениях древних тюрков встречаются фрагменты таких поясов, представленные отдельными частями. В некоторых из них сохраняются целые пояса, порой с полным набором гарнитуры. Именно наборный пояс, как известно, имел особое значение в костюме кочевников средневековой эпохи, являясь непременной принадлежностью воина, знаком его доблести, но не только воина. Этот составной элемент костюма древних тюрков предлагается выделить и более подробно рассмотреть в следующем разделе настоящей работы, ибо именно пояс, больше чем какая-либо другая деталь костюма, отражал сословные различия.

Поясные сумочки. К поясной гарнитуре, встречаемой в древнетюркских погребениях человека с конём, относятся сумочки (мешочки). Как правило, они подвешивались к поясу и служили для ношения кресала, огнива, трута, амулетов, украшений и других необходимых предметов.

В силу плохой сохранности находки таких сумочек довольно редки. Удалось зафиксировать лишь 24 экземпляра. Изготовлялись сумочки из кожи, меха, войлока, шёлка. 

Со временем функции огнива при сумочке, на наш взгляд, расширяются. Это происходит в VIII-X вв., когда огниво приспособляли в качестве застёжки, которая одновременно являлась и украшением сумочки, так как порой имела прорезные рисунки. При всем этом они сохраняли свою основную функцию предмета для добывания огня.

Описанные выше категории: пряжки, накладные бляхи, ременные наконечники, лировидные подвески, сумочки — являются составными частями набора древнетюркского пояса. К сожалению, в полном комплекте зафиксировать их при раскопках удаётся чрезвычайно редко. И всё же данные, которыми мы располагаем, помогут представить внешний вид ряда наборных поясов древних тюрков Саяно-Алтая VI-X вв.

Пояса в наборе обнаружены в 46 погребениях с конём, что составило всего лишь 24% от общего числа изученных погребений в Саяно-Алтае. Учитывалось обязательное присутствие трёх элементов пояса: пряжка, набор накладок и наконечник.

За основу выделения типов поясов мы взяли состав накладок в наборе, так как именно их количество и форма, что неоднократно отмечалось исследователями, являются отличительными знаками в определении общественного положения умершего.

Учитывая, что в Средней Азии смена поясов, подобных неволинским, салтовским, произошла скорее всего на рубеже 3-й и 4-й четвертей VIII в., можно предполагать, что интенсивно процесс смены наборных поясов в Саяно-Алтае происходил не ранее последней трети VIII — начала IX в.

Кроме погребений, в которых обнаружены пояса в полной гарнитуре, отмечены еще 67 погребений с остатками поясов или отдельными деталями от набора, причем 7 из них — погребения-кенотафы. Большая часть деталей наборного пояса встречена в погребениях с конем.

 Всё же наборный пояс всегда был и остаётся принадлежностью взрослого воина, непременным атрибутом костюма кочевника, своеобразным «паспортом» и свидетельством его места в дружинной иерархии.

Всё же наборный пояс всегда был и остаётся принадлежностью взрослого воина, непременным атрибутом костюма кочевника, своеобразным «паспортом» и свидетельством его места в дружинной иерархии.

Мода на пояса разошлась по всей территории Евразии среди кочевых и даже среди осёдлых народов, но, несмотря на столь широкое распространение, выделяется несколько локальных вариантов различных типов поясов и несколько центров их производства, одним из которых была Сибирь. Наборные пояса Южной Сибири как свидетельство места воина в дружинной иерархии были известны ещё у хуннов. Естественно, ранние пояса несколько отличались от древнетюркских. Но системная традиция получила своё отражение. Прежде всего это проявилось в форме накладных бляшек на пояса, которые совпадали с древнетюркскими бляхами типа 1а. В хуннскую эпоху в поясную гарнитуру входили подквадратные бляхи с прорезью, только были они больше в размерах и изготовлялись из дерева. Об этом, в частности, свидетельствуют находки наборных поясов из могильников Горного Алтая. Позже наборные пояса были переняты китайцами, которые строго следили «за тем, чтобы количество поясных украшений отражало военную или административную иерархию». В.Б. Ковалевская отмечает, что наборный пояс делался по заказу (для крупных военачальников или дружинников), мастер мыслил его как сложную систему символов с определённой смысловой нагрузкой.

Дошедшие до нас тюркские наборные пояса имеют различное количество накладок, отличающихся по форме и сочетанию типов. По-видимому, как и в салтовских поясах, количество накладок каждого типа, а также их взаимосочетание, материал, орнаментация и структура пояса отражали общественное положение воина. Сама накладная бляха на поясе служила геральдическим знаком, который выдавался за заслуги в ратном деле. О том, что определённая форма накладки свидетельствовала о продвижении воина по лестнице военно-иерархической организации, говорит руническая надпись с каменной стелы: «Так как у вас было счастье («вам везло») [памятник вам] водрузили. На поясе лунообразную пряжку мы устроили».

Кроме того, общее количество поясных накладок служило отличительным знаком для тюркского воина: чем выше было его положение в военной иерархии — тем большее количество накладок украшало его пояс. Это подтверждает также руническая надпись: «Моя геройская доблесть. Мой пояс с 42 (чиновными) пряжками-украшениями». Особое значение при определении места кочевника в военной организации придавалось лировидным подвескам. Они являлись отличительным знаком для тюрков в VIII-IX вв.

Наибольшее распространение имели пояса из бронзы. Но и посеребрённые пояса не были редкостью среди рядовых воинов.

В некоторых погребениях Алтая (Курай, Туяхта, Узунтал) и Тувы (Кара-Чоога, Ак-Туруг, Кара-Тал и др.) обнаружены пояса знатных воинов. Их отличает обилие накладок, наконечников, подвесок. Изготавливались они из драгоценных металлов — золота и серебра, богато декорировались. О знатности воина говорит и остальной инвентарь, найденный в могилах, а также наличие костяков двух и даже трёх коней рядом с погребёнными. Иногда на поясе содержалось прямое указание на то, что он принадлежит знатному воину, как, например, надпись орхонским шрифтом на наконечнике пояса из погребения Курай IV 1/2: «Хозяина (господина) Ак-Кюна кушак». Обычно такой воин носил не один пояс. Это хорошо отражено и на пенджикентских фресках: здесь знатные всадники изображены в тяжёлом вооружении, имеют по два наборных пояса, узкое изогнутое налучье со спущенными луками, подвешенный на двух ремнях колчан. Меч подвешивался наклонно на двух ремнях, кинжал — параллельно поясу. Итак, кроме «боевого» пояса, надевавшегося поверх одежды, имелся ещё один или два пояса, входивших в состав костюма.

Таким образом, наборные пояса древних тюрков выполняли несколько функций: во-первых, использовались в качестве собственно пояса, сдерживающего одежду; во-вторых, как знак воинского отличия или общественного положения и, в третьих, как деталь верхней одежды в качестве украшения. В последнем случае пояса украшались орнаментированными деталями и несли определенную эстетическую и семантическую нагрузку. Орнаментировались чаще всего золотые и серебряные пряжки и накладки. На тюркских поясах мы видим три типа орнаментации: геометрическую, растительную и зооморфную. 






Комментариев нет:

Отправить комментарий