понедельник, 6 февраля 2023 г.

 

 
* * *

Б.Х. Бгажноков, В.А.Фоменко, О. Б. Бубенок, А.М. Новичихин

Очерки древней и средневековой истории адыгов

Нальчик, 2016

стр. 105-112

 


Действительно в первой половине X века к западу от Алании располагалась Страна Каса. Об этом пишет хазарский царь Иосиф. Отвечая на письмо Хасдая ибн Шапрута из Кордовы, он сообщает, что на Кавказе существует несколько родственных между собой общностей, «живущих в стране Каса, к западу от алан». Сегодня мы уже точно знаем, что речь идет в данном случае об адыгских или касожских, черкесских общностях. Соответственно страна, которой эти общности дали свое имя – это Каса царя Иосифа, Касахия византийского императора Константина Багрянородного, Касогы древнерусских летописей, Черкесия – историков и бытописателей XIII–XV вв. и последующего времени…

На наш взгляд, здесь открывается большое поле для новых исследований, гипотез, открытий. Интригует сам по себе тот факт, что многие названия, в которых скрыт этноним кас, возникали и сохранялись в Евразии через сотни лет после господства касситов в Вавилоне (с 1600 по 1100-е гг. до н.э). С другой стороны, эти названия обнаруживают далеко от тех мест, где касситы сложились как народ, где громко заявили о себе, как о наследниках и продолжателях шумерской цивилизации и культуры. По мнению чешского ученого Б. Грозни, следы элемента кас в различных частях Евразии могут служить свидетельством «обширных странствований» и активного взаимодействия касситов с другими народами и прежде всего с народами кавказско-переднеазиатского круга.

В самом общем виде вопросы распространения эламо-касситов на евразийском континенте, их воздействия на политическое и этническое развитие различных стран и народов были поставлены еще в 20–50-х годах прошлого века. Высказывалась мысль о возможности внутренней связи касситского языка с хаттским и соответственно с каскским языком, о близости касситов и кашков. А это, как мы понимаем, неизбежно ставит и вопрос о характере взаимодействия касситского языка с иберийско-кавказскими языками, об участии касситов в культурогенезе и этногенезе древних народов Кавказа. Здесь мы сразу наталкиваемся на целый ряд любопытных фактов.

Например, не случайно в лезгинском языке слово кас используется в значении «человек», «мужчина», «муж» и одним из главных персонажей лезгинских сказаний и притч является мифический прародитель кавказцев Касбуба – «дед Кас». То же самое можно сказать и об адыгах. Достаточно сказать, что в X веке, как выясняется, их называли касами. А корневая морфем кас лежит в основе почти всех предшествующих и последующих названий адыгов на Северном Кавказе, начиная с античности, заканчивая нынешним временем: касаг/каскун/каскон/кашак/касог/чаркас/джаркас/ черкес…

В любом случае следует признать, что у истоков этнонимов кас/каскон/ касаг/касог/чаркас/джаркас/черкес на Северном Кавказе лежит, с одной стороны, культурно-языковая близость адыго-черкесов с касситами и каспами, а с другой их родство с хаттами и хаттским племенем касков/ кашков…

Утратив власть в Вавилоне, основная масса касситов отступила на северо-восток, где впоследствии, уже VIII–VII вв. до н.э., вошла в состав Мидии. Как известно, Мидия – государство, состоявшее из разноязычных племен и народов. Общались они между собой на иранском языке. Вместе с тем длительное время функционировали и поддерживались местные языки и культуры, родственные языку и культуре северокавказских племен. Среди этих народов касситы занимали, безусловно, очень важное место. Об этом свидетельствует уже тот факт, что в VII веке в центре Мидии находилась большая колония касситов под названием Кар-Кашши. В 550 г. до н.э. Мидия оказалась во власти персидских царей из династии Ахеменидов. Однако и в составе Ахеменидской державы касситы сохраняли свою самостоятельность, а также, по всей вероятности, свой язык, отличный от иранского и, судя по всему, близкий абхазо-адыгским языкам. Заняв юго-западный берег Каспийского моря, «остатки первоначальных касситов» получили название каспи, которое дали им эламиты. Соответственно местность или страна, населенная каспами, стала известна под названием Каспиана.

Одной из ветвей касситского народа считают и малоазийский хаттский народ касков, обитавший к западу от верховье Ефрата на северо-востоке Анатолии. Также как и касситов касков сближают с касами/касагами Северного Кавказа. Известно, что это был могущественный союз древних племен, сформировавшийся, по-видимому, еще в III тыс. до н.э., в период господства в Анатолии хаттов…

Между тем Страна касков сохраняла статус самостоятельного царства несколько столетий после захвата касситского Вавилона эламитами, а также и после падения хеттской державы, с которой каски находилась в постоянной вражде. Поэтому косвенные данные о длительном пребывании касков и их потомков на юго-восточном побережье Черного моря прочно закрепились в топонимике, антропонимике, этнонимике этих мест. Например, на итальянских морских картах XIII–XVII веков к востоку от Трапезунда отмечен населенный пункт или город Каса/Каска (Quisa/Quixa). Под названием Каса фигурирует этот город и у Ибн-Сины во второй половине XIII века. По всем данным город с таким названием стоял здесь еще во второй половине II тыс. до н.э. – во времена господства касков в северо-восточной Анатолии. В Стране касков здесь был населенный пункт Кассий (Kassiia). А в античное время (по данным римского писателя Юлия Гонория в IV–V веках) в этом районе рядом с горой (горами) Армений располагались Кассийские горы – Cassiuss mons.

По мнению Гр.Капацян, топонимы с элементом кас/каш в Армении уходят своими корнями во II тыс. до н.э., когда в Малой Азии возвысилось и распространилось многочисленное хаттское племя гашга или кашка, близкое к касситам. В древней Малой Армении «этническое древнее имя khas – «касит» отмечено в топонимах области Сюник – Кашаквартал, Кашуния, Каша. Упомянутые в сочинении армянского историка XIII века С. Орбеляна, эти названия могут служить дополнительным свидетельством прямых контактов протоармян с отдельными группами касских племен. Этноним кас сохранился и в топонимах современной Армении. Например, с касками связывают название села Кашах в области Битлиса.

В самой стране Кашка или Каска, расположенной к западу от древней Армении (Ацци-Хайасы), в некоторых географических названиях элемент кас/каш использовался в качестве общей основы: Kasipa, Kasula, Kasimula, Kassu, Kassiia. Корневая морфема kas содержится, кроме того, в названии хаттского бога Kashala, а также в самом этнониме kaska, что по мнению историков свидетельствует о родстве касков и касситов…

И потому корневая морфема кас не случайно входит в состав целого ряда топонимов и этнонимов на Кавказе, в Малой Азии, на юге России. В их числе Б. Грозни, также как Марр и Мещанинов, называет топонимы Кавказ, Каспийское море.

С позиций кассито-северокавказских культурно-языковых связей рассматриваются кроме того и разного рода другие наименования как на Кавказе, так и за его пределами. В список имен с этническим именем кас Б. Грозни включает древнее название первой хеттской столицы – Куссара, обозначение горной системы – Гиндукуш в Афганистане, Пакистане и Индии, современный этноним казак, название «кавказского племени касхов или касогов» и др. Отмечается, что, возможно, именно касоги русских летописей X века были связующим звеном между кашкитами III–II тыс. до н.э. и казаками нашего времени, что вторгшиеся из Вавилона в Египет кишиты оказали влияние на египетский язык и культуру, что по своему происхождению каспийским или касситским народом являются кушаны в Бактрии и северо-западной Индии, что язык народа бурушаски на Гиндукуше находится в родстве как с эламо-касситскими, так и с кавказскими языками.

Можно продолжить этот список и включить в орбиту касского влияния Фракию на берегах Мраморного моря. Там, по сведениям древних писателей, располагалась область Кизик, население которой сохраняло название кизикейцев . Отсюда, надо полагать, распространение среди фракийцев имени Киссей. Известен, в частности, фракийский царь Киссей, отец Гекубы, ставшей женой Приама. При этом, видимо, не случайно язык и обычаи фракийцев обнаруживают ряд общих черт с языком и обычаями кавказцев, прежде всего черкесов…

Например, река Сулак или Койсу в ее верховьях (на территории, занятой даргинцами и лакцами), называлась и называется сейчас древним именем Кас. Ущелье в долине реки Ардон в Осетии носит название Кассарской – Къасарагом, Къасара.

Вероятно (по некоторым данным еще в XIII–XIV вв., как мы увидим), здесь жили касы, акасы или касаги, что является одним из свидетельств их участия в этно- и культурогенезе осетинского народа. Видимо, прежде всего в этногенезе дигорцев, о чем писал В.Н. Абаев и другие исследователи. Этнический термин кас/касп содержит в себе топоним Казбек – название самой большой и заметной после Эльбруса вершины Большого Кавказа.

В древности, в сочинениях Эратосфена и вслед за ним Гиппарха и Страбона эта вершина была отмечена под именем Каспий. Затем, – видимо, лишь в средние века – топоним Каспий был преобразован в Казбек – название, в котором также представлен этноним кас.

Каспийским (то есть связанными с племенем каспиев, с их страной Каспианой и вершиной Каспий) назывался в античный период весь Кавказский хребет. Поэтому нет ничего неожиданного и в том, что в период средневековья в этом качестве используется иногда этнический топоним Черкесские горы. Так же, как и термин Каф-кас (Гора касов), он отражает масштабы распространение касских/черкесских племен на северных склонах Кавказского перешейка…

Следы элемента кас легко угадываются, кроме того, в названиях средневековых святилищ Осетии. – касуты дзуар, а также в названиях связанных с этими святилищами праздников: касутæ, касутæ бон, касуты сабат. Помимо этнического термина кас в основе этих названий лежит древний, по всей видимости, иранский, «топографический» (топонимический) аффикс т (та, ты/да), ассоциирующийся с понятиями места, местности, земли…

В одном словообразовательном ряду с этими обозначениями находятся некоторые современные названия селений Центрального Кавказа: Кашуети (Кашвети) в Верхней Сванетии, Кашети (Кашиете, Кашиети, Кайшет, Кашет) в горной Ингушетии. Они также содержат этнический термин кас и топографический аффикс т. Поэтому нельзя исключать, что и в этом случае названия с элементом кас сохраняются как свидетельство некогда компактного проживания в этих местах касов или черкесов.

Возможно, здесь расположены могильники, могильные сооружения касов или захоронения, произведенные по касскому (черкесскому) погребальному обряду.

Очевидная связь с касами и с осетинскими святилищами касутами обнаруживается в обозначениях чечено-ингушских и балкарских склепов и могильников, ср. – кашун, малх каш, каш, кешене. Наконец, нет сомнений в том, что особое место в списке аналогичных имен занимают абхазо-адыгские названия старинных крепостей и надземных склепов: абх. акашана, абаз. кашана, каб. Кэщана…

Смысловой перевод адыгского кэщанэ сводится, таким образом, к понятиям типа: «касское наследие», «касский след» и т.п. Но возможно и другое толкование – «касское сооружение», «касский дом», с учетом еще и того обстоятельства, что именно так переводится на адыгский язык чеченское обозначение средневековых склепов – кашун.

Что же касается других, в том числе и тюркских аналогов данного слова, включая и кумано-половецкое казана, то это, как видно, заимствование из абхазо-адыгских или иранских языков, а не наоборот, как считалось до сих пор. Можно сослаться в данной связи на персидское слово kasana «дом, украшенный глазурью». Приводимое В.И. Абаевым в качестве первоисточника для северо-кавказских и тюркских названий надгробных сооружений, оно заставляет вспомнить еще раз о том, что этноним касы/касситы восходит к древнеиндийскому языку, в котором kas означает «сверкать, сиять», а kasih – «солнце, свет, сияние, глянец»…

В основе своей это потомки носителей майкопской дольменной, кобанской культур, которые затем, уже в раннем средневековье, объединились в этнополитическое целое под названиями Каскун, Каса, Касак, ал-Каскан, Касахия, Касогдиана, Касогы, ал-Акасара, Джаркасия, Черкесия…

К рубежу VIII– IX вв. относятся сообщения святого Епифания, в которых он упоминает наряду с зихами и Зихией народ под названием касогдиан, а также Сугду горную и равнинную. В данном случае касогдиане и сугды – это, несомненно, различные названия адыгских племен Северного Кавказа и Крыма. Сугдами называли адыгов греки, а касогами – русские. В русских летописях X века касогдиане Епифания всплывают в виде названия касог.

Сообщается о том, что летом 965 года Святослав взял штурмом хазарский г. Саркел (Белая Вежа), а затем победил ясов (алан) и касогов и многих из них привел в Киев на поселение. Как коренное население Таманского полуострова предстают касоги и в летописях, повествующих о борьбе за Тмутаракань в 1022 году русского князя Мстислава и касожского (черкесского) князя Редеди…

* * *

Ссылка на источник




Комментариев нет:

Отправить комментарий