понедельник, 8 мая 2023 г.

 

Гордеев А.А.

История казаков

1968 год

Том 1

Золотая Орда и зарождение казачества

(отрывки)

2-я часть



Внутренние изменения в казачьем быту начались после того, как они в 1671 году принесли присягу на службу Московского царя, чем поставили себя в полную зависимость от Москвы.

Да начала 18 столетия Казачьи Области управлялись атаманами, выбиравшимися общим голосованием всех казаков на один год: со времени царствования Петра I, порядок этот был изменен и казаки должны были представлять имена трех кандидатов на утверждение императора, из которых один, по его усмотрению и утверждался. Общеказачьи Войсковые Собрания или Войсковые Круги были запрещены и вместо них от округов и станиц, посылались выборные представители.

В царствование Императора Николая Павловича, порядок этот тоже был изменен и атаманом всех казачьих войск был поставлен Наследник Престола, а на местах ставились его представители, получившие название «Наказных Атаманов». Они назначались Высочайшей властью и не казачьего происхождения, — Атаманы Войска казачьего сословия были запрещены. Казачьего сословия оставались окружные атаманы, назначавшиеся наказными атаманами, и выборное начало сохранилось лишь для станичных и хуторских атаманов.

Служба в составе регулярных русских войск продолжалась 20 лет, из которых: четыре года действительной службы и восемь лет льготной. Во время льготной службы казаки находились в составе второ- и третье-очередных полках, жили дома, занимались своим хозяйством, но должны были содержать в полной исправности обмундирование, снаряжение и годного для службы коня, смотр которых производился ежегодно местным начальством. Для комплектования командным составом этих полков при Войсковых Управлениях и Окружных Атаманах находились кадры офицеров, по существовавшему обычаю службы казачьих офицеров, после трехлетней службы в действительных полках, они уходили на положение льготных, жили так же на положении не связанных обязательной службой, и на случай войны, составляли кадр второ- и третье-очередных полков.

Несмотря на особые условия, несения военной службы казаками, связывающей их готовностью к выступлению в военные походы до 35-летнего возраста, лишавшего их возможности заниматься другими отраслями труда, кроме земледелия и скотоводства, дорого стоившие покупка коня и обмундирования, и содержание всего в исправном порядке, казаки крепко держались своего быта, и хотя и ущемленную свою автономию. По наличию земельных наделов и имущественному положению, казачьи Области в отношении крестьянского населения России считались наиболее богатыми, казачье население более хозяйственным и проявляло наиболее сильную привязанность к своим землям.

При наличии общего языка, религии, образования и столетий совместной жизни под властью Общероссийской власти, каждая из этих частей имела свои психологические особенности. Особенностью казаков, отличавшихся от русского народа, были привязанность их к своим землям и своим, исторически сложившимся порядкам. Казаки не находились в тяжелых условиях подневольного положения

татарского ига, а потом крепостной зависимости. В прошлом у них были навыки к гражданским свободам и несмотря на происходившие постепенные ущемления в этом отношении со стороны Верховной власти продолжали храниться.

Слово казак существовало в языках всех народов Востока, Средней и Малой Азии и других народов. Император Константин Багрянородный в конце 10 века в своих записках писал, что среди Кавказских народов живет народ, носящий название «казаки». Существует много племенных названий, по созвучию близких к слову казак.

Различные понятия, связанные со словом «казак», приводили историков к заключению, что слово это было перенесено с того или другого предмета на народ, живший в особых условиях, отличавшийся от других не расовым происхождением, а характерными особенностями.

В числе разнообразных определений понятия «казаки» — наиболее верно отражает его смысл — это «вольный» человек. Происхождение слова казак или вольный человек, возникло в глубокой древности, и относится к эпохе героического народного эпоса.

Героический эпос всех народов украшен народными героями, богатырями, подвигами сильных и смелых людей, осуществлявших человеческие идеалы. В ходе исторического процесса, дружины вольных людей превращались в племена, народ, продолжавшие существовать отдельно, или же сливались с другими народами, сохраняя свое название — казаки.

Таким образом, казачество возникло на основе бытовых условий, осуществленное отдельными лицами или группами и затем дружинами, впоследствии превратившихся в племенные образования, хранившие свои бытовые казачьи особенности, а также и свое название казаки.

В половине 12 века в Восточной и Центральной Азии жили самостоятельные племена, носившие названия казачьих орд. Наиболее значительная «казачья орда» жила в верховьях р. Енисея, и занимала земли на востоке от озера Байкал и на западе до р. Ангара. В китайских хрониках орда эта называлась «хакасы», что по исследованию европейских ученых равнозначно слову казак. По запискам, оставленным современниками — «хакасы» или «казаки» принадлежали к индо-иранской расе. Они были белокуры и светловолосы: высокие ростом, с зелено-голубыми глазами: храбры, горды и в ушах носили кольца. (Рихтер, немецкий историк 1763-1825 г.г.). (Иоахим. Записки о Монголии).

По сведениям этих историков, казаки во время сражений не имели верховного управления; в сражениях они не строились в ряды, наступали быстро, а также быстро и отступали. Среди этого племени казаков было сильно развито христианство, а по сведениях некоторых европейских историков «хакасы» или казаки были все христиане.

В пределах озера Балхаш существовала другая казачья «орда», называвшаяся, в зависимости от языковых особенностей: хасаки, кайсаки или же в смешении с другими ордами «киргиз-кайсаки». Та и другая орда казаков, после завоевания монголами Средней Азии, вошли в состав их владений и в организации вооруженных сил монгол составляли части легкой конницы, выполнявшей вспомогательные задачи: несли службу по охране границ, внутренней безопасности, вели разведку и в сражениях первые начинали бой.

С расширением территорий и границ монгольских владений, потребность легкой конницы увеличивалась и количество ее должно было пополняться вновь завоеванными народами.

До появления монгол название «казаки» на Руси также было известно. В числе ее богатырей первым был «матерой казак Илья Муромец». Кроме того, в начале XI столетия, Тмутараканский князь, Мстислав, объединив под своей властью Киевское, Черниговское и Переяславское княжества, привел с собой с Кавказа племена черкес и касогов.

Присоединив к ним тюрские племена торков и берендеев и поселил их на границах, образовав из них военные поселения для защиты границ от нападения азиатских орд, кочевавших в южно-черноморских степях. Среди этих племен одно называлось «казаки». Поселения эти существовали на границах южно-русских княжеств вплоть до нашествия монгол. По внутренней организации и роли, выполнявшейся этими поселениями в отношении русских княжеств, были совершенно тождественны пограничным поселениям в составе Золотой Орды. Однако, поселения служившие охраной русских границ, до нашествия монгол русскими летописцами назывались: черкесы, торки, берендеи, черные клобуки и каракалпаки, но не носили общего названия «казаки».

Только после покорения монголами русских княжеств и образования Золотой Орды название «казаки» установилось за частью войск, составлявших среди вооруженных сил Орды, части легкой конницы.

Части легкой конницы в составе монгольских войск формировались из числа покоренных народов. После распада Золотой Орды, части этой легкой конницы, под названием казаков, оказались на границах русских княжеств, и постепенно стали сливаться с русским народом.

(ссылка на полный текст)

 

Гордеев А.А.


 

Комментариев нет:

Отправить комментарий